"Деловой Петербург". Взрыв

Автор фото: Свистунова Валентина

Григорий Нехорошев - о плохих новостях для "Газпрома" и о том, как мировой рынок газа изменился на последние пять лет.

Плохая новость для " Газпром а": покупатели самого перспективного рынка природного газа из стран Азиатско–Тихоокеанского региона взбунтовались. Они считают, что старинный принцип заключения долгосрочных газовых контрактов с привязкой к ценам на нефть изжил себя и грабит их экономики. В начале недели эту неприятную новость крупнейшие производители газа услышали в Токио от Тошимитси Мотеги, министра экономики, торговли и промышленности Японии, и министра нефти Индии Веераппа Мойли. Европейские страны тоже не против снизить цену на газ еще больше.
Мировой рынок газа резко изменился за последние 5 лет, когда вместо строительства трубопроводов мировые производители газа стали строить заводы по сжижению газа и перевозить его к покупателю на танкерах–газовозах. И рынок Европы быстро наполнился сжиженным газом из Катара. "Газпрому" пришлось снижать цены. Но манила Азия, с высокими ценами на газ и растущим спросом. Сейчас тысяча кубометров природного газа из газовозов стоит в Европе около $390, а, например, в Японии и Южной Корее — около $600. В то же время в центре спотовой и фьючерсной торговли природным газом США — "Хенри Хаб" в штате Луизиана — тысяча кубометров стоит около $140. Это результаты так называемой сланцевой революции в США, которая началась 5 лет назад после освоения американцами технологии горизонтального бурения и гидроразрыва сланцевых пластов с запасами природного газа и нефти. Газа в США сейчас так много, что спешно строятся терминалы по его сжижению для продажи в Европу и Азию. Для прохождения газовозов срочно модернизируют Панамский канал. На цены "Хенри Хаб" хотят ориентироваться и покупатели Азиатско–Тихоокеанского региона.
С газовых месторождений России СПГ пока продается на мировом рынке только с проектов "Сахалин 1" и "Сахалин 2". "Газпром" и "Роснефть" сейчас собираются строить терминалы для сжиженного газа на Сахалине и во Владивостоке. В среднем строительство такого завода стоит $21 – 25 млрд. И это даже без учета российской специфики ценообразования строительства. Найдутся ли теперь инвесторы?