Затормозил план "Газпрома" по переводу транспорта Петербурга на газ

Автор фото: Евгений Асмолов

Полгода назад "Газпром" объявил о старте масштабной программы по переводу российского транспорта на газ, но за это время в Петербурге не открылась ни одна газовая заправка. Хотя Смольный только в 2013 году уже намерен закупить 46 пассажирских автобусов. Программа стоимостью 241 млрд рублей может стать следующей после провалившегося проекта по ремонту за 60 млрд рублей городских теплосетей.

Весной 2013 года стало известно о масштабной программе "Газпрома" стоимостью 241 млрд рублей по переводу российского транспорта на природный газ. Согласно договоренностям между "Газпромом" и правительством Петербурга до 2020 года планируется перевести на газ половину автобусов "Пассажиравтотранса" (около 800 штук) и часть техники дорожных предприятий, которые занимаются благоустройством.
Как сообщал в интервью dp.ru председатель совета директоров ОАО "Газпром" и гендиректор ООО "Газпром газомоторное топливо" Виктор Зубков, в 2013 году компания намерена была открыть в России сотню газовых заправок, а со следующего года открывать еще по 300 в год. Однако, судя по всему, воплощение этих планов идет не такими быстрыми темпами, как хотелось бы менеджерам нефтегазовой компании.
Сейчас в Петербурге работает единственная заправка "Газпром нефти", на которой можно заправиться метаном, — на Пулковском шоссе. Вскоре "Газпром нефть" намерена открыть такие заправки на своих АЗС в Тосно, Тихвине и Сестрорецке. Об этих планах, впрочем, говорилось еще в конце 2012 года, и до сих пор они пока не реализованы. Как сообщили в "Газпром нефти", модули компримированного (сжатого) природного газа (КПГ) уже построены (каждый стоит около 60 млн рублей), и сейчас "идет процесс получения разрешительных документов от регулирующих органов". О более конкретных планах в компании не говорят.
Не исключено, что планы "Газпрома" тормозятся в силу не зависящих от него обстоятельств. Во-первых, транспортные компании Петербурга не готовы к переходу на газ. Во-вторых, в городе существует неофициальный рынок перепродажи бензиновых талонов, которые выдают транспортным компаниям для заправки. Очевидно, что его участникам переход на газ не очень понравится.
Недавно провалилась другая масштабная программа "Газпрома" — по ремонту за 60 млрд рублей петербургских теплосетей. Топ-менеджеры открыто заявили об отсутствии денег из-за низкой рентабельности теплоэнергетического рынка города (компания через ОАО "ТГК-1" контролирует ОАО "Теплосеть СПб"). Чиновники Смольного теперь намерены выкупить акции "Теплосети" у "Газпрома" и заняться реконструкцией ее сетей самостоятельно.
Стоимость оснащения газовым баллоном легкового автомобиля составляет около 50 тыс. рублей, грузовика или автобуса — примерно 60 тыс. рублей, говорят в "Газпром нефти". Компания намерена за свой счет установить такое оборудование на автомобили "ряда корпоративных клиентов для того, чтобы они смогли оценить экономический эффект от использования КПГ". "В Петербурге акция заинтересовала транспортные компании, службы такси, а также другие предприятия, которым удобно заправлять свои транспортные средства КПГ на Пулковском шоссе", — утверждают в фирме.
Крупнейшей транспортной компанией, в парке которой находится 1,6 тыс. автобусов, является государственный "Пассажиравтотранс". В компании сообщили, что сейчас в парке нет ни одного автобуса, который мог бы использовать природный газ. Но в 2013 году предприятие намерено закупить за 300 млн рублей 30 газовых автобусов. Сейчас эти планы согласовывают с комитетом по транспорту.
"Пассажиравтотранс" провел конкурс на проектные работы стоимостью 6,1 млн рублей по реконструкции оборудования части автобусного парка №7 на Кубинской ул., 86. Позавчера тендер выиграло ООО "Гипроавтотранс", принадлежащее Егору Караганову и Дмитрию Чернову. Предприниматели должны будут завершить проектирование в течение полугода. Заявку другого участника, ООО "Севзапгазпроект", конкурсная комиссия отклонила, поскольку "конкурсное предложение составлено и подписано от имени ООО "Севзапгазпроект", а документы представлены на ООО "Нефтегазстройдеталь". По данным ЕГРЮЛ, "Севзапгазпроект" через ЗАО "Энигма" принадлежит Павлу Абальмасову.
Как сообщили dp.ru в комитете по транспорту , в 2013 году он намерен закупить для "Пассажиравтотранса" еще 16 автобусов за 192 млн рублей. Планы на 2014 год еще не определены. Чиновники поддерживают планы по переходу на газ (впервые о необходимости такого перехода заявил Владимир Путин), поскольку природный газ дешевле дизельного топлива и бензина и экологичнее, однако говорят, что инфраструктура к нему не готова.
Помимо "Пассажиравтотранса", потенциальными потребителями газа являются дорожные предприятия, подведомственные комитету по благоустройству. В комитете сообщили, что в этом году намерены закупить одну единицу техники, которая работает на метане, в 2014-м — шесть, в 2015-м — 14, в 2016 году — 70. "Но эти планы возможны с учетом двух обстоятельств: если на них выделят деньги и если появятся новые места газовых заправок, помимо той, что на Пулковском шоссе", — сказали в комитете.
Разговор о переходе общественного транспорта на газовое топливо ведется уже как минимум лет 10. "В свое время "Газпром" даже автобус, работающий на газе, подарил, — сообщал ранее глава Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев. — Предполагалось, что он будет протестирован, и эта идея должна была продвигаться дальше. Но где он, никто не знает. И когда я об этом напоминаю, все на меня смотрят с огромными глазами", — говорил он.
Справка
Природный газ — смесь углеводородов, большую часть которых занимает метан (органическое соединение, состоящее из атомов углерода и водорода). В его состав входят более тяжелые углеводороды: этан, пропан, бутан. Природный газ может существовать в виде газовых залежей, находящихся в пластах некоторых горных пород, в виде газовых шапок (над нефтью), а также в растворенном или кристаллическом виде.