"Деловой Петербург". Несовершенство закона как оружие в борьбе конкурентов

Автор фото: Байгушева Антонина

Руководитель юридической службы ОАО "Оркла Брэндс Россия" Елена Кушнарева - о том, справедливо ли нынешние правообладатели запрещают историческим производителям использовать те торговые марки, которые ранее были всеобщим достоянием.

В конце 1990–х годов на фоне развала СССР незаметно для граждан России и даже для большей части профессионалов началась приватизация советских продовольственных брендов. Тем отраслям, которые представляли для государства стратегический интерес, повезло: оно либо оставило за собой права на наиболее известные бренды (монополия на алкоголь), либо препятствовало переходу популярных товарных марок (колбасы, сыры и пр.) в частные руки.
Впервые попытку приватизировать советские алкогольные бренды частный бизнес предпринял еще в конце прошлого века, однако государство вовремя спохватилось — в 2001 году права на 17 товарных знаков, включая Stolichnaya, Moskovskaya, "Русская" и другие, были зарегистрированы на имя России в лице Минсельхоза и спустя несколько месяцев переданы в управление ФКП "Союзплодoимпорт". Вполне логично, что права на основные алкогольные бренды принадлежат государству — традиционно в России именно оно было монополистом в производстве алкоголя и торговле им. Кроме того, такие бренды, как "Столичная", "Московская", как, впрочем, и другие советские алкогольные марки, являются национальным достоянием. Пять – шесть лет назад возникли конфликты в отношении сырных брендов "Янтарь" и "Дружба". ФАС России признала регистрацию их как товарных знаков одним из игроков рынка недобросовестной конкуренцией и отменила ее. После ряда судебных разбирательств решение ФАС России было признано законным, а регистрация указанных товарных знаков аннулирована.
Последние 2 – 3 года наблюдаются конфликты в отношении советских брендов и в кондитерской отрасли. В этой сфере насчитывается, по различным оценкам, 250–300 таких брендов. Около 70% советских товарных знаков зарегистрировано тремя крупнейшими московскими фабриками, входящими в состав холдинга "Объединенные кондитеры". Возможно, сыграла роль активность этих производителей. Уже в 1990–е годы возникали конфликты по поводу регистрации советских товарных знаков, в частности в отношении ТЗ "Мишка косолапый".
Конечно, при покупке любых активов мы проверяем все возможные риски, и товарные знаки здесь не исключение. Мы тщательно изучаем историю возникновения и использования товарных знаков. Однако чаще всего проблемы возникают не с самим товарным знаком, а с изменениями, которые происходят в законодательстве и правоприменительной практике, а их прогнозировать сложно. Кроме того, законодательные нормы, предназначенные для борьбы с реальным контрафактом, например таким, как широко известные подделки Abibas, сегодня часто используются недобросовестными участниками рынка для вытеснения конкурентов. В результате меры ответственности, предусмотренные за производство некачественной продукции под чужим брендом, применяются к добросовестным производителям, которые не пытаются копировать чужие товарные знаки, а выпускают то, что производили десятилетиями в советский период.
По нашему мнению, несправедливо, когда нынешние правообладатели запрещают историческим производителям использовать те торговые марки, которые ранее были всеобщим достоянием, используя несовершенство законодательства.