Интернет-продажи в России растут ежегодно на 20-30% и могут к 2015 году занять 8% от торгового оборота страны. Традиционной торговле нужно готовиться к серьезной конкуренции.
На онлайн-торговлю сейчас приходится 4% от общего оборота торговли в мире. В России этот показатель составляет 2% от всех розничных продаж в стране, что оценивается в 10 млрд евро в год. Об этом в рамках форума PROEstate рассказал руководитель отдела исследований Cushman&Wakefield Денис Соколов. По его данным, сейчас на душу населения в России приходится в среднем 70 евро на онлайн-покупки. (В Скандинавии и Великобритании — в 10 раз больше). "Самые активные покупатели в России тратят 3 тыс. евро в год на онлайн. Это потолок", — говорит эксперт.
По оборотам онлайн-торговли Россия в нижнем части списка — между Чили и Аргентиной. Хотя в стране 22 млн онлайн-покупателей, и ежегодно аудитория растет на 30%. "40% аудитории живет в столицах, где рынок онлайн-торговли близок к насыщению. Но за счет регионов и потенциал роста аудитории большой", — говорит Денис Соколов.
Что покупают в онлайне? 40% покупок — авиа и ж/д билеты и цифровой контент (из них 85% — авиабилеты). Электроника — это 26% покупок, одежда и обувь — 8%, автозапчасти — 6%, детские товары — 3%, книги и диски — 2%, косметика — 2%, продукты питания — 2%.
Основные способы оплаты — наличные курьеру — 58%, электронные деньги — 49%, банковские карты — 32%. "74% людей в России имеют банковские карты, но лишь 40% из них используют карты для расчетов. Не готово еще население пользоваться этими услугами", — констатирует Денис Соколов.
В России 25 тыс. онлайн-магазинов. Лидер — "Юлмарт" с оборотом 292 млн евро в год. "На 10 крупнейших онлайн-ретейлеров приходится 20% рынка (в США на первую десятку приходится 50% рынка). Так что наш рынок ждет консолидация и укрупнение ведущих магазинов", — говорит эксперт.
В РФ нет переизбытка торговых метров на душу населения, полагает Соколов: "Оборот торгового рынка в стране — 450 млрд евро в год. 12% рынка приходится на торговые центры (в этом смысле РФ на последнем месте в Европе), 2% — на онлайн-торговлю и все остальное — традиционный ретейл".
По прогнозу Дениса Соколова, доля онлайн-продаж к 2015 году достигнет 4% оборота рынка и 8% — к 2020 году. "Последствия для коммерческой недвижимости будут следующие: ретейлерам придется думать о конкуренции. Если хочешь получить максимум — придется развивать мультиканальный ретейл, и онлайн и в ТРК", — говорит он. Но, по словам Дениса Соколова, инфраструктура в РФ такова, что она пока не пустит онлайн-ретейл выше 7-8% от оборота рынка.