"Деловой Петербург". Заторможенный бизнес

Автор фото: Свистунова Валентина

Возможная реорганизация КУГИ и комитета по земельным ресурсам повлияет на мелкорозничную торговлю и строительный рынок. Все замерли в ожидании проблем.

Ожидаемое с нового года слияние комитетов усложнит и без того тяжелую на сегодня ситуацию с арендой земли под временные торговые объекты. Бизнес ожидал утверждения нового порядка распределения земли к началу лета, потом ему обещали это к 1 сентября. Продлить уже закончившиеся договоры предприниматели формально могут, как и заключить новые, но в действительности сделать это крайне затруднительно, пока не будет официально утверждена Схема размещения временных торговых объектов, которая заменит собой привычную для бизнеса Адресную программу.

Все зависят друг от друга

В КЗРиЗ отмечают, что у них пока нет никакой информации о слиянии комитетов, они продолжают работу в нормальном режиме, принимают и обрабатывают заявки в соответствии с регламентированными сроками. "Сейчас в комитете находится около 500 заявок, — пояснили в пресс–службе комитета, — но эта цифра постоянно меняется, завтра их может быть 1 тыс., а послезавтра — 2 тыс. Это не удивительно, зимой кадастровые работы нередко выполнять невозможно, а сентябрь и октябрь для нас самая жаркая пора". Новая схема работы с девелоперами после объединения комитетов пока не известна.
Между тем от комитета по земельным ресурсам сейчас зависят практически все новые проекты строительства в городе. КЗРиЗ готовит документы по формированию земельных участков, землеотводов, передаче участков в собственность и т. д. "Слияние комитетов, безусловно, усложнит процедуру согласования новых проектов. КУГИ и КЗРиЗ изначально имели разные зоны ответственности, теперь им предстоит действовать более чем просто согласованно, в частности, проблему представляет и соединение электронных баз данных обоих комитетов, — говорит председатель совета директоров O2 Development Виктор Осокин. — Формирование единой, по сути, новой структуры влечет также и значительные кадровые перестановки. Поэтому разобраться, кто теперь ответит на вопросы, кому принадлежит участок, межевался ли он, был ли зарегистрирован в кадастре, будет непросто, особенно новым игрокам на рынке".
Скептично настроен и управляющий директор ЗАО "ВТБ Капитал. Управление Активами" Владимир Вишневский: "Пока непонятно, что в данной ситуации будет происходить. Лучше бы разобрались со взаимодействием КЗР и федеральных органов формирования земельных участков, с этим вопросом возникает много не решенных до сих пор проблем".

Опять ждем

КУГИ все лето готовил поправки в постановление правительства № 1045, которое с начала года стало основным барьером для всей мелкорозничной торговли, размещенной по временной схеме. Владельцы более половины объектов не могут себя найти в схеме размещения объектов, которая заменила городскую Адресную программу. В КУГИ заявили, что поправки в постановление теперь следует ждать в ноябре.
Глава комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев обещал, что схема будет доработана до нового года. "В настоящий момент в районах исследуют основные магистрали, где и сколько может стоять объектов, ведутся подсчеты и проходят слушания", — рассказал Эльгиз Качаев. Все предприниматели, которые занимают свои места на законном основании, но не обнаружили себя в схеме, могут обращаться в Центр поддержки предпринимательства. Эльгиз Качаев обещал помочь, но предприниматели обещания комитета воспринимают скептически.
"Очередная реорганизация комитетов застопорит работу минимум на полгода по всем профильным вопросам", — считает председатель Совета НП "Союз малых предприятий Санкт–Петербурга" Александр Доронин. Из 6880 заявок на аренду земли в схему в итоге попала лишь 3301, отказы даны по 3579 участкам, из которых 3331 заявка на продление, то есть речь идет об уже работающих павильонах. Если из схемы размещения "пропадет" примерно 50% временных объектов, город потеряет около 1 млрд рублей. Множество людей останется без работы.
Реорганизация двух важнейших в правительстве города комитетов, о которой все говорят, наверняка не займет полгода, я уверен. На это потребуется год. За примером далеко ходить не нужно: вспомним КЭРППиТ. Год уже почти минул, а раздробленная на три части структура так и не начала прилично работать. В минусе от всех этих пертурбаций всегда оказывается конечно же бизнес. Например, областные предприниматели в этом году патентную систему налогообложения уже используют, а их петербургские коллеги такого права не получили. И только потому, что была затеяна реорганизация, в результате стоимость патентов не была определена в срок. Страшно подумать, что начнется после того, как пойдет процесс слияния этих двух структур.
Александр Мишин
руководитель Лиги арендаторов госимущества