По сервисному пути

Рынок АЗС в Петербурге развивается менее активными темпами, чем раньше.

Но еще не все ранее выкупленные участки застроены, да и активное освоение приграничных к городу территорий дает новые площадки для строительства. На розничном топливном рынке страны Петербург сегодня занимает второе место по количеству АЗС. При этом, по данным аналитиков "2ГИС", Москва с 1239 заправками почти в 2 раза опережает Петербург, где заправок 583.
Сегодня лидером рынка автозаправочных станций является "Лукойл", занимающий более четверти рынка (примерно 26%). На втором месте прежний лидер рынка — Петербургская топливная компания с ее 110 АЗС (21%) на территории Петербурга и Ленинградской области. Со значительным отставанием за ними следуют "Газпром нефть" (9%) и "Несте Санкт–Петербург" (8%).
Сейчас очередная интрига относительно позиций на топливном рынке связана с покупкой "Роснефтью" компании "ТНК–ВР". Еще до объединения в ТНК–ВР заявляли о двукратном увеличении количества АЗС в Петербурге и Ленобласти (их 42).
Другая нефтяная компания — "Газпром нефть" также не оставляет масштабных планов по дальнейшему расширению своего присутствия на розничном рынке города. "В 2013 году планируется ввести в эксплуатацию порядка 10 городских и трассовых АЗС в Петербурге и Ленинградской области, а к концу 2020 года число автозаправочных станций сети "Газпром нефть" в Северо–Западном регионе может составить около 160", — рассказывает Николай Кузин, директор "Газпромнефть Северо–Запад".
Кроме того, у "Газпром нефти" неплохие шансы укрепить свое положение на рынке в связи с новыми веяниями в топливной стратегии государства.
В конце мая премьер–министр Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому в перечень минимально необходимых услуг на российских АЗС включается заправка газомоторным топливом. Отдельное постановление было посвящено переводу 50% общественного транспорта на газ к 2020 году.
Не остался в стороне от инициативы и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, который в июне дал распоряжение о начале возведения газовых АЗС по всему городу. "Газпромнефть Северо–Запад" еще в декабре открыла многотопливный автозаправочный комплекс, где помимо бензина, дизельного топлива и сжиженного углеводородного газа продается и компримированный природный газ. И строительство таких комплексов обещают продолжить, в том числе в рамках сотрудничества с городом. Пока же, по данным "2ГИС", по доле заправок, продающих газовое топливо, Петербург всего лишь на 34–м месте в стране — здесь их лишь 4%.
Между тем участники рынка все чаще говорят о насыщении городского рынка АЗС, а также об отсутствии свободных участков для строительства новых станций. Поэтому все компании делают упор на развитие дополнительного сервиса, такого как кафе, магазин, автомойка, подкачка шин и т. п.
Об этом свидетельствуют и данные исследования "2ГИС", согласно которому Петербург вышел на первое место по количеству кафе на АЗС — 52% из них позволяют не только заправить машину, но и подкрепиться водителю.
По словам генерального директора ООО "ПТК–Сервис" Александра Белова, исключением являются магистрали с высоким транспортным потоком, на которых спрос всегда превышает предложение и где строить АЗС рентабельно всегда.
Среди резервных источников земли для строительства АЗС в компаниях также называют новые районы, развивающиеся в основном на границе Петербурга и Ленобласти, съезды с КАД и строящегося ЗСД, новый участок которого недавно был введен в эксплуатацию.
Федеральные трассы, соединяющие крупные города, также пользуются популярностью у компаний — операторов АЗС. Так, англо–голландскя Shell приобрела недавно АЗС у компании "Вэриус Сервис" на федеральной трассе Москва — Санкт–Петербург (М–10). Всего программа развития сети АЗС в России предполагает строительство и приобретение 10 автозаправочных станций в нынешнем году и 20–30 АЗС до 2014 года.
В дальнейшем развитие рынка пойдет по пути покупки немногочисленных оставшихся АЗС независимых операторов, а также увеличения количества дополнительных услуг и улучшения качества сервиса.