"Деловой Петербург". Новички покажут рынку премьеры

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

На рынок Петербурга выходят новые сети кинотеатров. Несмотря на высокую конкуренцию между игроками, некоторые районы города по–прежнему испытывают нехватку предложения.

В Петербурге открылись сразу две новые сети кинотеатров. В начале августа начал работу киноцентр "Великан" от компании "Киносити". Совместное предприятие режиссера Федора Бондарчука и главы "Ленфильма" Эдуарда Пичугина при поддержке государства развивает киноклубы в России. Строительство кинотеатра в Александровском парке началось в 2011 году (сам проект стартовал еще в 2001 году). Он включает шесть кинозалов и рассчитан на 1 тыс. зрителей. Кроме того, 22 августа состоялось техническое открытие московской сети кинотеатров "Люксор". Официально оператор откроет первый кинотеатр 14 сентября в ТРК "Континент" на Бухарестской ул. Открытие второго "Люксора" намечено на декабрь в ТРК "Лето" на Пулковском шоссе.

До Москвы далеко

По данным Maris|CBRE, в конце прошлого года в Петербурге работал 51 кинотеатр, или 250 залов, общей вместимостью более 40 тыс. посадочных мест. Объем российского кинопрокатного рынка по итогам года составит 43,2 млрдрублей, прогнозирует Romir Movie Research. Аналитики ожидают увеличения кассовых сборов на 9,6%. Примерный объем петербургского рынка в 2012 году эксперты оценивали в 12,8 млрд рублей.
Крупнейший игрок на рынке Петербурга — сеть "Формула кино", объединившаяся в 2012 году с кинотеатрами "Кронверк–синема". У "Формулы кино", которая на постоянной основе сотрудничает с крупнейшими девелоперами ТРК "Адамант" и "Форт–групп", 11 кинотеатров, лидирует компания и по количеству посадочных мест. "Кинотеатры в ТРК "Норд", "Меркурий" и "Лондон Молл" на реконструкции, мы планируем закрыть на ремонт еще три "Кронверк–синема" — в "Балканском", "Заневском каскаде" и "Нео", — рассказали в пресс–службе компании. Обновленные кинотеатры начнут работу под брендом "Формула кино". В планах компании — открытие мультиплекса в ТРЦ "Жемчужная плаза".
"Конкуренция в Петербурге высокая, но по сравнению с Москвой здесь работает гораздо меньше игроков", — говорят представители кинотеатра "Люксор" в Петербурге. Кроме Петербурга кинотеатры "Люксор" появятся также в Екатеринбурге, Новосибирске, Брянске и других городах.
В прошлом году компания "Киносити" анонсировала открытие мультиплекса в ТРК "Шкиперский молл". Однако переговоры пока не завершены, рассказал Денис Радзимовский, генеральный директор S. A. Ricci Петербург (консультант комплекса). По его словам, на это место претендуют еще два оператора кинопроката.

Вслед за ТЦ

По данным Maris|CBRE, по количеству кинозалов лидирует север города — Выборгский и Приморский районы. Некоторые кинотеатры работают практически дверь в дверь, соответственно, конкуренция между ними очень жесткая. "В Петербурге на один экран приходится 21 тыс. человек, то есть рынок насыщен, особенно в центре города", — соглашаются с коллегами в "Формуле кино".
В то же время в Калининском, Василеостровском и Петроградском районах есть дефицит кинозалов. Причина проста: сети кинотеатров появляются там, где строится больше всего ТРК. Зато игрок, которому удалось первым прийти в ненасыщенный район, может рассчитывать на успех.
"После запуска в 2007 году наш кинотеатр набирал аудиторию, последние 3 года снижения количества посетителей мы не ощущаем", — говорит Сергей Лутай, управляющий кинотеатром Mori Cinema на Индустриальном пр. "Рынок кинопроката продолжает расти, но темпы роста замедляются, а сборы увеличиваются из–за удорожания билетов, а не расширения зрительской аудитории", — предупреждает Александр Лужин, исполнительный директор Romir Movie Research.
Последние 2–3 года посещаемость кинотеатров однозначно снижается. Связано это с тем, что мест для развлечений все больше, а количество зрителей не меняется. В отличие от Москвы у жителей Петербурга нет привычки регулярно ходить в кино. В условиях очень высокой конкуренции некоторые кинотеатры начинают демпинговать, продавая билеты за 100 рублей, отчего страдает потом весь рынок. Зрители просто уже не хотят платить больше. По сравнению с другими регионами местный зритель более избалованный, его не удивить акциями даже с серьезными призами. Хотя я еще помню времена, когда на премьеру выстраивалась очередь.
Евгений Буслейко
директор по развитию сети "Киномакс" в Петербурге ("Киномакс–Румба")