Сергей Лавров отметил, что в Москве обеспокоены расследованием Еврокомиссии в отношении "Газпрома", а новое энергетическое законодательство разрушает сложившиеся взаимоотношения с Евросоюзом. Российское правительство рассчитывает договориться с ЕС.
По словам главы МИД Сергея Лаврова, российское правительство всерьез беспокоят перемены в энергетическом секторе Евросоюза. Сейчас у России и ее европейских партнеров есть две наиболее болезненные темы для обсуждения: реализация законопроектов "Третьего энергетического пакета ЕС" и расследование Еврокомиссии в отношении "Газпрома", начатое еще в прошлом году.
"ТЭП уже привел к накоплению проблем в практическом сотрудничестве — для российского бизнеса в Европе ухудшается инвестиционная привлекательность конкретных стран ЕС, возрастают системные риски. В отдельных случаях мы имеем дело с фактической экспроприацией активов российских компаний. Если где-то мы и могли ожидать подобных действий, то никак не в Евросоюзе. Подобные неосмотрительные шаги чреваты подрывом доверия и способны расшатать основы нашего партнерства", — отметил Лавров в своей статье "Россия-Евросоюз: перспективы партнерства в меняющемся мире" для Journal of Common Market Studies Annual Review.
Чиновник утверждает, что ТЭП, распространяющийся и на инвестиции российских компаний, которые были сделаны до принятия этих законов, нарушает 34 статью действующего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС и другие двухсторонние соглашения.
"Введение в действие соответствующей газовой директивы серьезно ограничивает деятельность традиционных поставщиков газа на рынок Евросоюза, — поставщиков, которые десятилетиями инвестировали свои средства в развитие европейской газовой инфраструктуры", — заявлял Владимир Путин во время форума стран-экспортеров газа, который проходил в Кремле в начале июля.
По словам президента, отмена условия "бери или плати" и отказ от привязки газовых цен к нефтяным, которые также в планах у ЕС, может "взорвать энергетическую безопасность стран-импортеров газа". Однако главным пунктом ТЭП, который больно ударит и по интересам российского "Газпрома", остается намерение ЕС разделить добывающие и транспортирующие мощности компаний.
На настоящий момент Евросоюз запрещает одному поставщику использовать более 50% трубопроводных мощностей. Остальные мощности распределяются согласно результатам аукциона. 80% от свободных мощностей получает победитель на 15 лет, еще 10% на 5 лет и последние 10% — на один год. Для "Газпрома" это будет означать, что часть "Южного потока" будет в любом случае отдана в пользование другим участникам рынка.
По подсчетам Еврокомиссии, как минимум 10% мощностей нового трубопровода — на 6,3 млрд кубометров газа — будет использоваться победителем аукциона. Запускать "поток" планируют в конце 2015 года. Алексей Миллер негодовал, что "Газпром", принимавший непосредственное участие в строительстве "Южного потока", сможет пользоваться лишь половиной его мощностей.
Основная битва сейчас развернулась вокруг газопровода OPAL, части "Северного потока", который был введен в эксплуатацию еще до принятия ТЭП. Ответвление соединяет "Северный поток" с европейской газотранспортной системой. Российская сторона может добиться исключения OPAL из сферы влияния ТЭП на 22 года. Это будет справедливым компромиссом, при учете того, что труба построена полностью на средства компании и фактически никому кроме нее не нужна.
Сам "Газпром" сейчас осаждается Еврокомиссией, которая ведет в отношении газодобытчика расследование на предмет его монополизма на газовом рынке. Так что вопрос о быстром разрешении ситуации с OPAL для него актуален. Однако совещание 22 июля, на котором должна была решиться судьба ответвления, ни к чему не привело. У рабочей группы компании еще в июне закончился мандат, однако переговоры продолжаются.
По словам Сергея Лаврова, в правительстве рассчитывают, что ЕС прислушается к предложениям России и пойдет на некий компромисс. Однако чиновник предупреждает, что на несбалансированное соглашение страна не пойдет.