Владимир Путин внес в Госдуму проект закона, освобождающего следователей от административной ответственности на общих основаниях. Инициатива президента лишний раз подтверждает его особое отношение к СКР.
В проекте поправок в КоАП, внесенном президентом Владимиром Путиным в Госдуму, предлагается дополнить перечень лиц, не подлежащих административному аресту, наказанию в виде обязательных работ, и вообще не подлежащих привлечению к административной ответственности на общих основаниях, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации.
Следователи будут включены в список граждан, которые несут за административные правонарушения дисциплинарную ответственность, в одном ряду с военнослужащими, пожарными, сотрудниками органов внутренних дел, ФСИН, ФСКН и таможенных органов (ст. 2.5 КоАП). То есть их мера наказания будет определяться не обязательным для всех остальных КоАП, а внутренними нормативными правовыми актами. Исключения — нарушения законодательства о выборах, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, несоблюдение правил размещения госзаказа и экологических требований, и ряд других статей.
В исключения попадают и нарушения правил дорожного движения, и невыполнение законных требований прокурора. То есть в этих случаях беспрепятственно нарушать следователям все же будет нельзя. Но, например, правонарушения в области общественного порядка, а это большой спектр — от мелкого хулиганства и распития спиртного в общественных местах до стрельбы на улицах и незаконного хранения оружия, — не будут грозить следователям штрафами и арестом. Равно как и многие другие предусмотренные кодексом правонарушения.
Как гласит пояснительная записка, сейчас следователи "не обеспечены в достаточной степени гарантиями профессиональной независимости", что "может привести к незаконному вмешательству в их служебную деятельность при рассмотрении ... сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел в отношении должностных лиц правоохранительных и надзорных органов, обладающих полномочиями в области административной юрисдикции".
Читайте также:
В России разрабатывают новый КоАП
Кроме нарушений общественного порядка, сотрудникам СКР, как и других перечисленных в статье 2.5 ведомств, можно будет не опасаться задержаний и протоколов во многих случаях. В этом смысле избирательность исключений выглядит даже немного странно. Например, под общие основания не подпадают занятия целительством и народной медициной, незаконный оборот наркотиков и вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртного.
Для каких-то неведомых государственных целей обеспечение "профессиональной независимости" сотрудников органов может понадобиться при занятиях проституцией и получении дохода от нее, а также пропаганды наркотиков и экстремизма. И даже при изготовлении детской порнографии, создании условий для торговли детьми и пропаганде гомосексуализма среди несовершеннолетних - в наше время тотальной заботы о детях такое исключение выглядит и вовсе подозрительным.
Куда более понятно выведение "людей в погонах" из-под таких статей как оскорбление, дискриминация или нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Также не приведет к штрафу незаконное ношение наград и формы, подделка почтовых марок, нарушение закон о персональных данных, воспрепятствование распространению СМИ и даже воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм и повреждение телефонов-автоматов.