Стены станут толще и теплее

Изменение подходов к энергосбережению будет способствовать росту рынка теплоизоляции.

Рынок теплоизоляционных материалов (ТИМ) России в 2013 году растет умеренными темпами, немного превышая рост рынка строительства в целом, а именно на 6–6,5%. Емкость российского рынка оценивается на сегодняшний день примерно в 30 млн м3.
Эксперты отмечают, что в первом полугодии 2013 года рынок ТИМ Северо–Западного региона вырос чуть меньше, чем общероссийский.
"Это связано с опережающими темпами роста в прошлом году и небольшим замедлением в текущем", — поясняет директор по продажам компании ROCKWOOL Максим Тарасов.
Руководитель отдела контрактов компании "Ресурс" Александр Захаров отмечает, что наблюдается некоторая стагнация строительного рынка в целом, и рынка ТИМ в частности. Такую ситуацию можно объяснить нестабильным финансированием отдельных объектов.

Потенциал есть

Отметим, что темпы роста рынка ТИМ замедляются: если за 2011 год он вырос на 20%, то в 2012 году — примерно на 10%. При этом спрос на продукцию находится на высоком уровне, потенциал для развития производств еще есть.
"В России объемы потребления теплоизоляционных материалов составляют менее 0,2 м3 на душу населения, во Франции — около 0,5 м3, а в Чехии — более 0,6 м3", — рассказывает руководитель отдела маркетинга компании "УРСА Евразия" (URSA) Андрей Титов.
Серьезным потенциалом увеличения объемов потребления ТИМ обладают многоквартирные дома и общественные здания, на отопление которых в России используется около 40% всей потребляемой энергии. "Все понимают, чтоэнергия в настоящее время расходуется крайне неэффективно, но реальных изменений, способствующих повышению энергоэффективности зданий, на уровне нормативной базы пока нет — продолжаем топить улицу", — говорит Андрей Титов.
По словам эксперта компании "Сен–Гобен" Юлии Уваровой, в ближайшие годы рост рынка ожидается как за счет строительства новых производственных площадок, так и за счет модернизации старых.
При этом стоит отметить, что рынок теплоизоляции Северо–Западного региона сложился достаточно давно и сегодня является высококонкурентным. Практически все крупные компании — производители ТИМ уже представлены здесь.

Новый подход

Спрос на ТИМ стимулируется не только ростом объемов строительных работ, но и изменением подхода к применению теплоизоляции. Например, приходит понимание, что необходимо использовать изоляциютолщиной 150–200 мм, а утепление стен или крыши изоляцией толщиной 50 мм, что порой случается, неэффективно — это скорее символическое использование, рассказывает Андрей Титов.
Причин для этого немало: стоимость энергоносителей растет, что заставляет владельцев частных домов все больше задумываться о расходах на отопление. Городские многоэтажные здания также сейчас далеки от совершенства — они соответствуют классу энергоэффективности Е, самому низкому. По словам Максима Тарасова, 60% экономии тепла достигается за счет утепления внешних стен домов, а также труб отопления и горячей воды в подвале дома
"Рост тарифов ЖКХ, опережающий инфляцию и темп роста доходов населения, способствует развитию рынка теплоизоляции", — соглашается Максим Тарасов.
Еще одна из тенденций, формирующих рынок, — экологичность. Среди покупателей становятся все более востребованы продукты из натурального сырья, например теплоизоляция из каменной ваты. Также характерна тенденция облегчения строительных конструкций, что отражается и на теплоизоляционных материалах.