"Деловой Петербург". Поражение

Журналист dp.ru Владислав Бачуров рассуждает о том, как заявление владельца "Анжи" Сулеймана Керимова о "корректировке кадровой политики" клуба может сказаться на дальнейшей судьбе команды

Когда в амбициозном проекте начинают говорить о сокращении бюджета, это означает только одно: амбициозного проекта больше нет. 31 июля акции "Уралкалия", крупнейшим акционером которого является владелец футбольного клуба "Анжи" Сулейман Керимов, обвалились более чем на 20%, и состояние миллиардера за день уменьшилось на $545 млн. Всего же за последнюю неделю компания потеряла более $5 млрд своей капитализации.
Печально, конечно, но уже через день новый удар. Игорь Денисов, известный своей нелюбовью к легионерам из жарких стран, вступил в конфликт с несколькими ключевыми игроками клуба и сбежал в Петербург. Когда теряешь большие деньги, мирить африканских футболистов с негостеприимным бывшим зенитовцем — не лучшее средство терапии. Потом последовало поражение от "Ростова", потратившего на трансферы этим летом чуть больше миллиона евро ("Анжи" — больше 50 млн евро). Такая жестокая несправедливость заставила Керимова пойти на сокращение финансирования махачкалинского клуба. 7 августа стратегия развития была скорректирована: "Следует признать, что ранее предпринятые шаги, направленные на скорое достижение максимального спортивного результата с привлечением дорогостоящих игроков, не привели к успеху".
За 3 года "Анжи" купил 25 игроков за 234 млн евро. При этом общие расходы на содержание команды и реконструкцию стадиона составили, по оценке экспертов, примерно 450 млн евро. Для большинства это не секрет, но для непосвященных упомяну только один момент, который лучше всего показывает искусственный характер керимовского проекта. На каждый свой "домашний" (по месту прописки) матч в Махачкалу футболисты "Анжи" летали чартером из Домодедово, а после "домашнего" матча сразу же возвращались домой — по месту проживания. Сайт sports.ru приводит забавный факт: в 2011 году "Анжи" из Домодедово вылетел в Махачкалу на свой домашний матч с "Локомотивом". После игры махачкалинцы взяли в свой самолет игрока "Локо" Дмитрия Лоськова, которому из Домодедово добираться домой гораздо ближе, чем из Внуково. Локомотивский "Як" вылетал раньше, однако "Анжи" обогнал его в воздухе, и, когда "Локомотив" приземлился в Москве, Лоськов уже был дома.
Конечно, клуб "Анжи" не развалится, даже распродав десяток своих высокооплачиваемых звезд. Прикупят новых игроков, крепенький середнячок нижней части таблицы. Говорят, что теперь бюджет махачкалинцев будет около 50 млн евро. С таким кошельком не выиграть Лигу чемпионов, о чем мечтал сам Керимов. И зарплату Самюэля Это’О (20 млн евро в год) не потянуть. А раз нет высоких задач и звездных игроков, то доставать каждый раз из кошелька эти 50 млн в год ради борьбы за выживание в Премьер–лиге будет все менее приятно. Ведь репутационных плюсов никаких, перспектив тоже. Знай только подбрасывай в ненасытную футбольную топку денежные пачки, чемоданы, мешки.
Теперь же бразилец Виллиан, которого "Анжи" купил у "Шахтера" за 35 млн евро, получает от своего бывшего клуба злорадные сообщения в "Твиттере": "Виллиан, как там дела в топ–клубе?"
"Анжи" придется вернуться в родной Дагестан, где честь клуба выпадет защищать новому поколению российских футбольных перекати–поле (что–то вроде братьев Аджинджал) в компании с недорогими балканскими и белорусскими легионерами. Еще один заурядный российский клуб, без лоска и шика — не то, что раньше. И больше никогда не будет никаких машин с мигалками, как для Роберто Карлоса, никаких личных телохранителей, как для Это’О, никаких 35 млн за одного игрока, как за Виллиана, никаких аренд квартир за 25 тыс. евро в месяц, как для Кристофера Самба. Все это осталось в раздутом пузыре, который на глазах сдувается.
Конечно, символично, что конфликт Денисова с легионерами "Анжи" совпал по времени с общим крахом амбиций клуба. Ведь и Денисов, и миллионеры–иностранцы переходили в топ–клуб с высокими задачами и очень высокими зарплатами. Когда проблемы с основным бизнесом, не до склок Денисова с африканцами.
Не принес Керимову футбол ни радости, ни счастья, а терять деньги сразу везде и получать за это кучу проблем — излишество.
Председатель совета директоров "Анжи" Константин Ремчуков предлагает нам какую–то уж совсем фантастическую версию: "Главная причина смены курса в "Анжи" — резкое ухудшение здоровья Сулеймана Керимова на фоне переживаний по поводу неудач клуба. Врачи сказали, что негативные футбольные эмоции несовместимы с жизнью. В буквальном смысле. Понятно, что в основе переживаний владельца "Анжи" — отсутствие прогресса в игре команды".
Хотя может, так и есть. Настоящий футбольный болельщик воспринимает поражение любимой команды в матче с "Ростовом" 0:1 куда болезненнее, чем потерю миллиардов долларов.