Загнать машину под землю

Подземный гараж, размещенный прямо в загородном доме, уходит в прошлое. Эксперты уверены: минусов в таком варианте размещения машины больше, чем плюсов.

В большинстве современных проектов загородных домов гараж имеет вид встроенно–пристроенного помещения, при этом он может быть полузаглубленным и тогда будет находиться в цоколе или подвале. "Построить подземный гараж можно даже на болоте, другое дело, во сколько это обойдется", — рассуждает генеральный директор группы компаний "Кивеннапа" Максим Красненко, отмечая, что идеально приспособленный для возведения подземного гаража грунт должен быть прежде всего неводонасыщенным. В этом случае удастся избежать дорогостоящих работ по водоотведению или обратной засыпке песка (это бывает необходимо, чтобы избежать дальнейшего пучения грунта). Что касается состава почвы, то в самом лучшем варианте это песок, чуть менее удобно устройство подземного гаража в глиняной почве, на третье место эксперты ставят землю.
По расчетам ГК "Кивеннапа", при стандартных размерах подземного гаража (7х3,5х2,3 м) расходы на строительство составят от 400 тыс. до 600 тыс. рублей. Цена в данном случае варьируется в зависимости от стройматериала — монолитный либо сборный железобетон.

В поисках преимуществ

"У нас заболоченные почвы, но спроектировать подземный гараж в частном доме задача не самая сложная, это решаемо. Но для здоровья и комфорта домочадцев машина в доме не нужна. Единственный фактор удобства — возможность пройти в дождливую погоду в дом, хотя недостатки в этом случае перевешивают", — говорит Евгений Богданов, генеральный директор финского проектного бюро Rumpu.
Практически единственным преимуществом создания подземного гаража эксперты в один голос называют экономию земли. "Есть только одна причина, по которой сегодня вообще строятся подземные гаражи в загородных домах, — это экономия пространства, если придомовой участок совсем небольшой и нет возможности разместить гараж отдельно", — уверен Максим Красненко. "Некоторое время назад строительство подземных гаражей в индивидуальных загородных домах в нашем регионе было популярно, причем объяснялось это скорее подражанием Западу, где необходимость опускать гараж под землю диктует недостаточное количество земли и ее высокая стоимость. Но у нас иная ситуация", — полагает эксперт Коллегии профессиональных девелоперов Дмитрий Майоров.
С коллегами соглашается и Павел Едемский, директор департамента загородной недвижимости агентства недвижимости Home estate, добавляя, что все–таки "это более дорогостоящее строение, нежели пристроенный гараж, и поэтому, конечно, чаще подземный гараж строится в коттеджах в высоком ценовом сегменте".
"Строительство подземного гаража в том виде, как это делается в многоквартирных домах, нецелесообразно и экономически невыгодно", — категоричен Павел Пикалев, генеральный директор Penny Lane Realty Saint Petersburg. Свой тезис он объясняет двумя причинами. Во–первых, из подземного гаража нужно делать или лифт или лестницу, что либо слишком дорого, либо неудобно. Во–вторых, он потребует больших затрат по установке и содержанию систем гидроизоляции, чтобы вода не стекала внутрь, не подтопляла гараж и дом.
"Очевидно, что потребуется установка мощной вентиляции, то есть дополнительная инженерная нагрузка. Шум от заведенного мотора утром, когда кто–то из домочадцев уезжает, а остальные еще спят, — это тоже неудобство. Потребуется дополнительная звукоизоляция. И важно понимать, что автомобиль — это все–таки дополнительный взрывоопасный объект, парковать его в доме — не самое лучшее решение", — рассуждает Дмитрий Майоров.

Все на воздух

"Тенденцией последнего времени стал уход от размещения в доме любых не связанных с проживанием функций, вынесение их в отдельные постройки на участке. Это касается как гаражей, так и бассейнов, вплоть до помещений для размещения котельных, которые также можно выносить в отдельно стоящий блок", — отмечает Тамара Попова, руководитель отдела исследований рынка недвижимости компании Knight Frank SPb.
"Бывают ситуации, когда необходимость подземного размещения вызвана конструкцией фундамента — к примеру, в проекте предусмотрено дополнительное помещение в цокольном этаже. Но все же лучше использовать его как рекреационную зону — бильярдную или тренажерный зал, а для размещения автомобиля сделать традиционный навес — это безопаснее и с точки зрения пожарных рисков, и для здоровья", — считает Евгений Богданов.
Еще один способ использования цокольного этажа — хозяйственные помещения, например, постирочные, гладильные, кладовки и т. д.
"Многие люди, которые когда–то построили именно подземные гаражи, в итоге из–за запаха их переоборудовали под хозяйственные нужды, а машины хранят на улице", — знает Максим Красненко. Избавиться от "гаражных" запахов и звуков вполне реально, но это потребует дополнительных вложений в звукоизоляцию и установку специальной вентиляционной системы.
Большинство застройщиков сегодня предусматривает в своих проектах либо отдельные гаражи, либо легкие навесы для автомобилей. Часть загородных проектов предусматривает сразу два гаража: отапливаемый для холодного времени года и парковку под навесом на участке.