"Деловой Петербург". Спорная утилизация продуктов

Автор фото: Зыгарь Ирина

Управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко - о том, как следует решать проблему утилизации просроченных продуктов, и о том, как правильный подход к этому поможет решить социальные проблемы.

Тема утилизации просроченных продуктов в торговых сетях сегодня осознанно не решается законодателями.
Хотя тут вопрос только в организации этого процесса. И изобретать велосипед не требуется. Например, как это организовано на загнивающем Западе? За 2–3 дня до окончания срока хранения законодательно разрешено продавать товар за 10–15% стоимости. Конечно, такие продукты сметают с полок магазинов. У нас же, в соответствии с Налоговым кодексом, если товар продается ниже себестоимости, то вам конец, всю компанию налоговая накроет бесконечными проверками.
В целом процент, который в России отводится на списание продуктов, не очень высок — от 0,44% до 0,7%. Это общий процент и для просроченных товаров, и для усушки–утряски, и для воровства. Напомню, что наше любимое государство еще и берет налоги с этого товара, чего не было даже при советской власти. Но дела обстоят еще хуже. Наши господа борцы приняли закон о торговле. Раньше, когда приходила колбаса и появлялся брак, то мы просто на сумму этого брака в оперативном порядке возвращали продукцию. Условно говоря, на килограмм бракованной колбасы поставщик отгружал нам килограмм свежей. Сейчас мы сначала должны всю колбасу вернуть по бумагам обратным выкупом. То есть у нас бухгалтерия увеличилась вдвое, мы только макулатуру туда–сюда гоняем.
В любом случае товар возвращается к поставщику, и утилизирует его именно поставщик. Никакая розница никогда не утилизирует, для этого нет ни мощностей, ни возможностей. Нет у нас такого персонажа, который объедет всю сеть, соберет просроченный товар и свезет в некий магазин распродаж. Этим занимается производитель, он в любом случае едет, когда забирает у нас товар. Просроченные продукты ему куда–то надо реализовывать. Есть два варианта — переработать их, например, на полуфабрикаты или отправить в магазин распродаж. Ну это же очевидно!
При этом я убежден, что такие магазины, где товары, срок годности которых только что закончился, должны существовать повсеместно. В Москве был рынок Ховрино, куда свозилось большое количество просроченных продуктов со всех магазинов города. Народ, которому банально есть нечего, за копейки покупал там продукты. Рынок власти принудительно закрыли.
Не будем ханжами и снобами, давайте вспомним — в России 20 млн человек проживает за чертой бедности. Если мы хотим реально решать проблему, то нельзя всем этим людям набросать денег. Надо дать им возможность сегодня покупать безопасно товар по низкой цене. По крайне низкой цене, за 10 – 15% от стоимости. В стране нужно воссоздать осознанную систему продажи такого товара, а не воротить нос и говорить — это против граждан. Я был в таких магазинах и видел количество людей, которые там покупают.
Я извиняюсь — это точно против граждан? Их что, туда под дулом пистолета в наручниках вели? Нет. Граждане прекрасно понимают, что продукты слегка просроченные, но не плохие, они ими не отравятся. Пока что картина у нас полностью перевернута. Политики пытаются быть защитниками потребителей, не решая проблему.