Рынок термопанелей теряет в цене

СПб. Термопанели, ставшие заменителем сайдинга и штукатурки, не всегда оправдывают возлагаемые на них надежды покупателей, если сделаны "на коленке".

Практически все термопанели для петербургского рынка производятся в России из зарубежных материалов. Исключение составляют разве только немецкие термопанели от Haacke, уточняют эксперты компании "Лидердом". Остальные производятся в Петербурге под брендами Forska, Nevaterm, Futurex, Parkontherm и в Москве под марками "Европа", "Фрайд", "Термозит". Технология относительно проста — поставляемую из Германии или Китая клинкерную плитку местные производители приклеивают на утеплитель. По словам исполнительного директора "Балт Керамик Груп" Романа Строкова, местные производства небольшие. Максимальный объем продукции, который может осилить такое предприятие в день, не превышает 300 м2. В компании "Лидердом" отмечают, что основной конкурент термопанелей — облицовочный кирпич. Однако из–за своей дороговизны тягаться с новым материалом, рассчитанным на экономкласс, ему сложно. Покупателей привлекают не только низкие цены, но и простота работы с термопанелями. "Они не только дешевы, но и очень просты в применении, — говорит Роман Строков. — Это материал для тех, кто не хочет заморачиваться".

Быстро, дешево. Надолго?

Увы, качество быстрого и дешевого строительства (как и всего быстрого и дешевого) порой может обескуражить. "Гарантии на клей, с помощью которого делаются эти панели, дают лет на пять, хотя все заявляют, что срок их жизни — несколько десятилетий, — продолжает возвращать потребителя с небес на землю Роман Строков. — Я специально выяснял этот вопрос на заводах–изготовителях". Это вовсе не значит, что по истечении гарантийного строка клинкерная плитка полетит со стен, как листья с деревьев в октябре. Но отсутствие гарантий производителя не может не настораживать. Есть, впрочем, пенополиуретановые панели, на которые плитка садится намертво. Но из–за материала они дороже. Кроме того, есть вопросы к самому пенополиуретану, плохо переносящему солнечный свет. Под воздействием ультрафиолета срок его службы сокращается. Приходится прикрывать его слоем затирок. Роман Строков считает, что при строительстве загородного дома гораздо практичнее использовать облицовочные системы, основанные на экструдированом полистироле. Именно с его помощью и создается нормальная система облицовки фасадов. Стоят они на 10–20% дороже.

Ситуация благоприятна

Средняя стоимость изготовленных в России термопанелей падает. Если раньше они стоили 2 тыс. рублей за 1 м2, то сейчас цена снизилась до 1,3 тыс. рублей, что и обеспечивает приток новых покупателей (для сравнения: немецкие термопанели Haacke стоят 4 тыс. рублей за 1 м2). "Сильное удешевление стоимости отечественных термопанелей связано с появлением китайской клинкерной плитки, — считает генеральный директор торгового дома "Лидер–Строй" Дмитрий Кондратенко. — С ростом популярности термопанелей ее стали завозить больше. Кроме того, производители стали удешевлять материал, на который приклеивается плитка". Удешевление и ставшая его следствием возросшая доступность термопанелей может неоднозначно сказываться на производителях и дилерах. Количество производителей растет. И даже быстрее, чем потребителей. Поэтому, несмотря на популяризацию и общий рост продаж, у каждого производителя сбыт сегодня хуже, чем прежде. "Возможно, пополнение рядов производителей термопанелей связано со стагнацией, кризисом, — размышляет Дмитрий Кондратенко. — Из–за кризиса многие предприниматели перешли в сферу торговли стройматериалами, тем самым увеличив количество продавцов. Эта сфера нетребовательна, товар — простой. Поэтому принимает практически любой контингент". Выходит, сейчас наиболее благоприятная конъюнктура для приобретения термопанелей.