Бюджетные деньги осваиваются очень медленно и неравномерно, по федеральным целевым программам израсходовано всего 20% выделенных средств. Но эксперты тревоги Счетной палаты не разделили и отметили, что быстрые траты и здравые траты – не одно и то же.
Большая часть министерств в первом полугодии очень неуверенно распоряжалась выделенными им бюджетными деньгами. К такому выводу пришли специалисты Счетной палаты, проанализировав траты чиновников по разделам бюджета и конкретным целевым программам. Всего за первое полугодие 2013 года пока израсходовано 5,9 трлн рублей или 44,4% от всех ассигнований, этот показатель на 1,4 процентных пункта ниже, чем за такой же период прошлого года.
"Неравномерно осуществлялись расходы по разделам бюджетной классификации: от 32,5 % годовых назначений по разделу "Культура, кинематография" до 53,7% по разделу "Национальная оборона". Неудовлетворительно исполнены бюджетные назначения значительной частью министерств и ведомств. За январь–май 2013 года исполнение расходов по федеральным целевым программам составило лишь 20,1 %, не осуществлялись расходы по 6 ФЦП", — указано в сообщении ведомства.
При этом хуже всего пришлось программам по социально-экономическому развитию территорий. Так, на развитие Калининградской области по программе до 2015 года потрачено пока лишь 3,5% средств, по программе развития Курильских островов (2007–2015 годы) — 7,4%.
Гораздо лучше, по данным СП, ситуация с приоритетными национальными проектами. По проекту "Здоровье" уже израсходовано 64,7% выделенных бюджетных средств — по словам чиновников, эти деньги пошли на оказание высокотехнологичной помощи россиянам. Также полностью израсходованы средства, выделенные на обеспечение жильем инвалидов и почти полностью — на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
Однако эксперты не разделяют тревог СП — они напоминают, что скорость траты денег и ее эффективность иногда не только не связаны, но и, бывает, обратно пропорциональны друг другу. По их словам, чиновники прекрасно знают, где сейчас деньги нужнее всего.
"По моему мнению, расходование бюджета происходит относительно расставленных приоритетов. На текущий момент одной из важнейших задач является модернизация оборонного комплекса, соответственно 53,7%. Скорость расходования бюджета не является показателем эффективности, деньги можно освоить быстро, но не по делу. Однако в случае с ветеранами скорость важна, так как это живые люди и ждать у них времени нет", — поясняет Анна Кокорева, аналитик компании "Альпари".
Аналитики также напоминают, что иногда не только чиновники виноваты в неравномерном или медленном освоении бюджетных средств. Да и промедление с их тратой может быть не негативным моментом, а напротив, попыткой потратить их наиболее эффективно.
"Расходование зависит от многих факторов: выдача средств Минфином в определенные сроки (не всегда определенные ведомством под свои нужды), сезонность расходования средств (оплата госконтракта по кварталам или годам), слабое прогнозирование собственных нужд на местах, перераспределение средств бюджета в рамках года. Основной камень преткновения — не в оплате целевых запросов, а в доведении средств до конечных получателей и исполнения заданных ранее целей. Можно красиво, в рамках бюджета, платить на ремонт театра, больницы, но ремонтировать будут лет 7 вместо 3–4", — отмечает начальник отдела розничных продаж УК "СОЛИД Менеджмент" Сергей Звенигородский.