"Деловой журнал". Антон Носик: Решится ли Apple на выпуск "айфона для бедных"

Антон Носик – о том, каким будет новый iPhone и решится ли Apple на выпуск "айфона для бедных".

Слухмейкеры яблочного призыва вновь не на шутку возбуждены: близится осень, когда компании предстоит удивить мир анонсом новых продуктов — и, заодно, выкатить из беты пару программных новинок, анонсированных на июньском WWDC. Почти миллиарду владельцев iPhone/iPad/iPod предложат обновить систему до ублюдочной семерки (iOS 7), хозяев iMac/MacBook станут соблазнять несметными фичами энергосберегающей OS X Maverics, но это все давно известные планы, хотя счет обзорам и новостям по поводу двух этих оперативок все равно пойдет на десятки тысяч, невзирая на публичную доступность бета-версий.
Тем не менее, главная интрига осени, как она видится и слухмейкерам, и держателям бумаг AAPL — именно железяки, причем не абы какие, а только новые модели iPhone. В 2007 году этот телефон произвел революцию на мировом рынке смартфонов и, по сути дела, во всем Интернете. Если сегодня больше 70% активных пользователей Фейсбука и Твиттера заходят туда с мобильных устройств, то это не заслуга Дорси с Цукербергом, а прямое следствие революции, произведенной Стивом Джобсом, который дебютировал на рынке телефонных устройств со смартфоном без физической клавиатуры, и уже через год все производители трубок в мире согласились, что так их продукты дальше и должны выглядеть. Даже если кнопочная клавиатура в ту пору оставалась во много раз удобней виртуальной, от нее к концу 2008 года отказались практически все ведущие производители. А кто не отказался (как RIM, например), тот просто пошел ко дну. Туда им, к сожалению, и дорога.
Триумфальное шествие айфонов по миру длилось больше пяти лет, и закончилось в один день, 19 сентября 2012 года. В этот день, ознаменованный презентацией iPhone 5 в Сан-Франциско, акции AAPL на торгах NASDAQ достигли рекордной отметки в $705, и всякий, кто не успел от них по этой цене избавиться, с тех самых пор жалеет о собственной недальновидности. Потому что уже назавтра началось падение, по ходу которого озолотившие Форреста Гампа бумаги «фруктовой компании» докатились к нынешнему лету до отметки в 385 долларов за единицу, и, по мнению яблоскептиков, дна по-прежнему не видно. Со дня выхода iPhone 5 компания потеряла 36,2% своей стоимости — но, как учит нас пример Nokia, это не предел. Потому что финский гигант, недавно еще безраздельно доминировавший на мировом телефонном рынке, с презентации первого айфона успел обесцениться почти в 10 раз. Осенью 2007 года за одну акцию NOK давали $39,57, а после вчерашних торгов цена ее установилась на уровне $3,97. Не спасла ни былая слава, ни оборот продаж в 39,8 млрд долларов за 2012 год. Так что Эпплу еще есть, куда падать. Но многим верится, что ему есть и куда расти. А как раз осенняя презентация новых моделей iPhone призвана дать ответ на вопрос, кто тут прав: скептики или оптимисты.
Слухмейкеры обещают, что в сентябре Apple представит не одну модель iPhone, а сразу две. Одна, под названием 5S, не должна сколько-нибудь существенно отличаться от нынешней «пятерки» — флагманской модели, продажи которой на сегодняшний день можно консервативненько оценить в 100 миллионов штук. Зато вторая модель, которую, по данным китайского яблофорума, обзовут iPhone 5C, действительно тянет на сенсацию. При условии, конечно, что китайский слух подтвердится.
Речь идет ровно о такой модели, при мысли о которой покойный Джобс извертелся бы в гробу, если б не был по завещанию кремирован.
Полную версию текста читайте в открытом доступе на сайте "Делового журнала".