Даже если руководители российской энергетической компании "Новатэк" чувствуют вину за то, что извлекают прибыль из ускоренного таяния ледников, на публике они этого не показывают.
С ветреного берега Северного Ледовитого океана, где "Новатэк" владеет огромными запасами природного газа, начинается тысячемильный путь в Китай по воде, свободной ото льда. Именно туда компания собирается начать прямые поставки газа, пишет с Юрхаровского газового месторождения репортер The New York Times.
"Если мы не будем продавать им (Китаю — ред. dp.ru) топливо, этим займется кто-нибудь еще", — пожав плечами, заявил в прошлом месяце пресс-секретарь "Новатэк" Михаил Лозовой.
В партнерстве с французской
энергокомпанией
Total и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК) "Новатэк" строит завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) стоимостью $20 млрд в срединном районе арктического побережья России. Это один из первых крупных проектов в области энергетики, позволяющий извлечь пользу из летнего таяния льдов, причиной которому стало глобальное потепление.
Читайте также:
"Новатэк" готовится конкурировать с "Газпромом", а им...
Завод
"Ямал СПГ"
будет отправлять газ в Азию по маршруту, известному как Северный морской путь; он открылся для регулярного международного судоходства лишь 4 года назад.
Какую бы вину не возлагали на нефтегазовую индустрию по всему миру за мрачные экологические последствия глобального потепления, компании вроде "Новатэк" и Total, американской Exxon Mobil и норвежской Statoil твердо намерены извлекать прибыль на Крайнем Севере.
"В настоящее время это стало реальностью, и с коммерческой точки зрения такой маршрут сокращает издержки", — пояснила в телефонном интервью аналитик Eurasia Group по мировой энергетике Эмили Стромквист.
Из-за послаблений ледового режима и новой конструкции корабельных корпусов теперь танкерам даже не понадобится сопровождение атомных ледоколов, исключение составят самые северные проливы.
Сокращение ледяной шапки не только ускорило процесс транспортировки в Азию, но и открыло морское дно, что облегчает процесс геологоразведки. Это в корне изменило традиционную бизнес-модель с прокачкой газа по газопроводам в Европу. Ледники тают гораздо медленнее в арктическом поясе над Аляской, Канадой и Гренландией, но однажды то, что происходит в России, может произойти и там.
Тем не менее, воды Арктики особенно опасны для бурения из-за экстремальных холодов. Льдины, тянущиеся на сотни миль от полярной шапки, затрудняют судоходство и создают угрозу для буровых установок. В прошлом году плавучая буровая платформа Shell села на мель, после чего этим летом компания отказалась от бурения в Чукотском море у берегов Аляски.
Это не первая арктическая авантюра для извлечения выгоды из недавно очищенных ото льда морских путей. Решение об открытии Северного Ледовитого океана для проведения буровых работ было принято российским парламентом в 2008 году в качестве поправки к закону "О недрах". Exxon и российская госкомпания "Роснефть" уже создали совместное предприятие по бурению в Карском море, а в прошлом месяце договорились разведать еще семь районов в Арктике. Планируется пробурить 14 скважин.
Так, Exxon оказалась в авангарде нефтяных компаний, исследующих коммерческие возможности в водах, освободившихся ото льда.
Российское горнодобывающее предприятие "Норильский никель" сейчас может транспортировать никель и медь через Северный Ледовитый океан без найма ледоколов, экономя акционерам миллионы рублей.
Норвегия также бурит глубокие скважины в арктических водах, но имеет меньшую территорию для проработки. Норвежская судовладельческая компания Tschudi купила и возобновила работы на заброшенном железном руднике на севере страны, чтобы отгружать руду в Китай по северному маршруту.
Руда со свинцово-цинкового месторождения Red Dog на северо-западе Аляски перевозится через Берингов пролив, который забит плотным льдом меньше, чем в прошлые десятилетия.
Проект "
Новатэка
" необычен для нефтегазовой отрасли тем, что в бизнес-плане открыто сделана ставка на Северный морской путь. Хотя российские суда перевозят грузы через всю страну вдоль побережья Арктики уже более века, а для международного судоходства этот маршрут открылся в 1991 году, лишь недавно стало ясно, насколько коммерчески выгодны могут стать эти перевозки после изменения климата.
Немецкая судоходная компания Beluga совершила первый иностранный коммерческий рейс в 2009 году. Первая транзитная перевозка топлива — партия газоконденсата — направилась в Китай в 2010 году. К прошлому лету, только через 3 года после первого прохождения пути, севернее России прошло уже 50 судов, включая восемь зафрахтованных "Новатэком" танкеров для проверки маршрута.
"
Новатэк
" заявил, что нуждается в банковских гарантиях проектного финансирования "Ямал СПГ" — $16 млрд, а сама компания и ее партнеры профинансируют остальное. Чтобы добиться ссуды, энергокомпании необходимы поправки в законе — а именно отмена монополии "Газпрома" на экспорт.
Президент
Владимир Путин
в своей речи на экономическом форуме 21 июня пообещал, что изменения в закон будут приняты до конца этого года, что говорит об абсолютной поддержке Кремлем проекта "Ямал СПГ".
Если Россия наладит поставки газа в Азию по морю, это может изменить азиатский рынок и помешать строительству терминалов для экспорта СПГ на Мексиканском заливе. США и Россия остаются двумя крупнейшими в мире поставщиками газа.
"Новатэк" экспериментирует не только с новым морским путем, но и с коммерческими моделями. Зимой, когда северный маршрут более опасен, компания может транспортировать газ морем в западном направлении, затем вокруг Европы, через Суэцкий канал и далее в Азию. "Новатэк" также ведет переговоры с Катаром, ведущим ближневосточным экспортером природного газа, об обмене обязательствами, который позволит сэкономить время и топливо для танкеров. Катар должен выполнять контракты российской компании в зимний период, а в обмен на это "Новатэк" возьмется за поставки Катара в Европу в те же месяцы.
Компания собирается запустить завод в Арктике к 2016 году. "Новатэк" уже объявил тендер на два танкера повышенной прочности, которые смогут курсировать по морю в Китай 7 месяцев в году и на запад — круглогодично.
В "Новатэке" утверждают, что уже освоили методы строительства на Крайнем Севере, где русские вопреки логике работают преимущественно в течение холодной полярной ночи зимой — в это время тундра более всего поддается тяжелому оборудованию.
По словам Лозового, его компания следит за исследованием арктического климата. Он отметил, что благодаря проектным допускам в конструкции судов "даже если будет холодать и уплотнится лед, мы все равно будем делать деньги".