Смольный при строительстве метро допускает ошибки советских времен

Автор фото: Metro.vpeterburge.ru

Смольный при строительстве метро между "Приморской" и "Зоопарком" намерен допустить ошибки 1960-х годов, в результате которых сегодня пассажиры стоят в давке на "Василеостровской" и "Петроградской". Чиновники объясняют это "экономией денег".

Изучив материалы профильного форума subwaytalks.ru, где проектировщики, строители и сотрудники метрополитена обсуждают подземку, редакция dp.ru пришла к выводу о том, по мнению специалистов, чиновники Смольного намерены совершить ту же ошибку, которую допустили еще в 1960-х годах, когда строили вторую и третью линии (Невско-Василеостровскую и Московско-Петроградскую).
Дело в том, что станции второй и третьей линий были запроектированы под движение шестивагонных составов — это решение тогда позволило существенно снизить стоимость и сроки строительства новых станций. Также на момент проектирования никто не представлял, что концу XX века на бывших пустырях и болотах вырастут огромные жилые кварталы. В результате нынешние жители города страдают из-за давок на "Проспекте Просвещения", "Купчино", "Василеостровской", "Петроградской". На всех остальных линиях петербургского метро (первой, четвертой и пятой) все станции рассчитаны на прием восьмивагонных составов.
Тогда же, в СССР, видимо, понимая ошибочность своих решений, власти намерены были продолжать восьмивагонную правобережную линию через Крестовский остров к станции "Улица Савушкина" (это ясно видно на генплане развития метрополитена 1990 года) . Однако сегодня вместо этого чиновники решили продолжать слабую шестивагонную третью (Невско-Василеостровскую) линию с большими интервалами между поездами. Проектированием сейчас занимается "Ленметрогипротранс", и, по сведениям dp.ru, все станции от "Новокрестовской" до "Зоопарка" запроектированы шестивагонными без возможности удлинения.
Существующий проект "Ленметрогипротранса" по строительству "Новокрестовской" предполагает сооружение пересадочного узла между третьей и четвертой линиями, при этом, при открытии станции в 2018 году будет действовать только восточная половина станции с приемом поездов только одной, третьей линии.
В дальнейшем, по окончанию строительства продолжения четвертой линии от станции "Большой Проспект" до станции "Морской Фасад" (на намывной территории рядом с новым морским пассажирским терминалом) планируется продлить Правобережную линию к новому стадиону и далее в Лахту. Проблема заключается в том, что при наличии возможности построить станцию в котловане, проектировщики не запланировали создание кросс-платформенного пересадочного узла (как на "Технологическом институте", когда имеется возможность сократить время на пересадку — пассажирам достаточно только перейти с одного края платформы на другой), что в условиях проведения спортивных мероприятий на новом стадионе может вызвать заторы из пассажиров.
Решение Смольного может привести к тому, что составы, идущие с севера в центр города, будут забиты уже на "Улице Савушкина", и на дальнейших станциях в поезд будет не сесть. А ввод дополнительных станций на Васильевском острове ("Большой проспект" и "Шкиперская"), по мнению экспертов, этой проблемы не решит. Между тем один вагон вмещает до 300 человек, и, если бы линия была восьмивагонной, это позволило бы каждые полторы минуты забирать на 600 человек больше.
Существует простой и, по мнению экспертов, очевидный способ решения этой проблемы. Станции между "Новокрестовской" и "Зоопарком" запроектировать восьмивагонными, а когда к 2020 году построят продолжение четвертой, Лахтинско-Правобережной линии от "Спасской" до "Морского фасада", переключить движение: третью линию пустить в Лахту (вместо четвертой, как сейчас планируется), а четвертую, восьмивагонную, пустить к "Зоопарку". Восьмивагонная линия меньше всего нужна газпромовскому "Лахта Центру", который никогда не даст такого пассажиропотока, как Северо-Приморская часть города. Тем более что опыт переключения линий у метрополитена уже имеется — в 2009 году в Петербурге разорвали движение по четвертой линии с образованием новой, пятой линии.
Редакция dp.ru спросила у главы КРТИ Дмитрия Буренина, что он думает об этих предложениях и можно ли сейчас дать указание проектировщику внести изменения в проект, пока он еще не отдан в экспертизу. Как заявил чиновник, причиной того, что планируется сделать Невско-Василеостровскую линию шестивагонной, является "экономия бюджетных денег". Поэтому вносить изменения в проект не будут. А что касается перехода между "Новокрестовской-1" и "Новокрестовской-2", по словам Дмитрия Буренина, сегодня "не стоит вопрос об одновременном строительстве этих двух станций". Если "Новокрестовскую-1" планируется открыть в 2017 году, то вторую станцию — не раньше 2025 года.
Экономить деньги КРТИ намерен даже с учетом того, что со следующего года планирует увеличить финансирование метро. Если в 2013 году на эти цели заложено 12,5 млрд рублей, до в 2014 году предполагается увеличить объем финансирования до 25 млрд рублей и поддерживать его на протяжении ближайших 4 лет. В период с 2013 по 2018 год на продолжение Невско-Василеостровской линии будет потрачено около 30 млрд рублей, из которых 12,5 млрд рублей федеральных денег. До 2018 года планируется открыть только "Новокрестовскую-1" и "Улицу Савушкина".
В ОАО " Метрострой " не стали комментировать планы Смольного. В ГУП "Петербургский метрополитен" пока не успели предоставить свои комментарии.