"Выходной Петербург". Петербургский Париж

Автор фото: ИТАР-ТАСС

Арт-критик Станислав Савицкий о выставке Михаила Шемякина "Троутары Парижа".

В Мраморном дворце проходит выставка Михаила Шемякина "Тротуары Парижа". Париж Шемякина — город, в котором искусство можно делать буквально из всего. Это особенное место, где палая листва, мусор на мостовой, отвалившийся кусок штукатурки или трещина на щербатой стене превращаются в странные фантасмагорические рисунки.
Похожим образом из абстрактных пятен и клякс создавал свои образы сюрреалист Макс Эрнст. Впрочем, в истории авангарда было достаточно подобных экспериментов. Дело здесь не только в приеме.
Шемякин рисует пастелью и тушью по фотографиям, снятым во время ночных прогулок по Парижу. Над циклом этих графических импровизаций он работал больше 10 лет. Одна часть рисунков стала возвращением в детство и юность, проведенные в послевоенном Ленинграде. Это очень петербургские прогулки, навеянные "Белыми ночами" Достоевского, пушкинским "Медным всадником" и "Невским проспектом" Гоголя. На этих произведениях Шемякин воспитан. Его новый парижский проект должен быть особенно интересен тем, кто любит ленинградско–петербургскую романтику и меланхолию, Шемякинский Париж нам как родной.
Другая серия, вошедшая в этот проект, посвящена советской истории: гражданской войне, периоду НЭПа, блокаде.
Шемякин — один из лидеров третьей волны эмиграции — давно уже стал всемирно известным художником, но никогда не порывал с родиной. В Петербурге он не раз бывал после перестройки и продолжает бывать регулярно. В Петропавловке во времена Собчака был установлен его памятник Петру I. Позднее художник оформлял постановку "Щелкунчика" в Мариинке, а несколько лет назад открыл филиал своего фонда на Садовой. Шемякин давно вырос из рамок андеграундного позднесоветского искусства, но этот город для него по–прежнему притягателен. Поэтому на парижских тротуарах он разглядел гротескные сценки из Гоголя и Достоевского и петербургскую гофманиану, которые начал рисовать много лет назад, еще до эмиграции во Францию.
Отдельная серия из цикла, представленного в залах Мраморного дворца, — рисунки о Госпоже Смерти. Она явилась художнику на набережных Сены тоже в петербургском обличье. По–видимому, для Шемякина есть два вечных города — Петербург и Париж.