Этот город на склонах Уральских гор с населением около 70 тыс. человек — достаточно приятное место для жизни, за исключением одного недостатка: когда поднимается ветер, с ним приходят облака канцерогенной пыли.
Здесь повсюду асбест: местные жители рассказывают, что собирают целые слои на полах в своих комнатах. Прежде чем собрать чистое белье на заднем дворе, сначала нужно стряхнуть весь асбест. "Когда я работаю в саду, вижу асбестовую пыль на малине", — говорит местная жительница Тамара Бисерова. За ночь на ее окнах оседает так много пыли, что прежде чем уйти на работу, женщине приходится протирать их, пишет The New York Times.
Этот город — центр асбестовой промышленности России, которая стойко сопротивляется закрытию компаний по добыче асбеста и поэтапной замене этого канцерогенного продукта.
В Соединенных Штатах и большинстве развитых экономик асбест обрабатывают с большой осторожностью. До 1970-х годов волокнистый силикатный материал использовался для придания огнестойкости конструкциям и изоляции зданий, но из-за учащения появления симптомов болезней дыхательных путей его использование было прекращено.
Законы запрещают использование и утилизацию асбеста, а те, кто работают с ним, носят респираторы и защитную спецодежду. Европейский союз и Япония также запретили асбест. Город Асбестос в Квебеке, штат Канада, прекратил добывать асбест, хотя на названии это никак не отразилось.
Но здесь, где шахтеры каждый будний день проводят взрывы в карьере, принадлежащем российской горнодобывающей компании "Ураласбест", все не так. Взрывы приводят к выбросу в воздух огромного количества асбеста и пыли.
“Каждый нормальный человек пытается выбраться отсюда. Люди, которые ценят свою жизнь, уезжают. Но я здесь родился и мне уходить некуда", — рассказал бывший заводской сотрудник Борис Балобанов. У полдюжины опрошенных людей, работавших на заводе или в карьере, был постоянный кашель — признак воздействия асбеста, который в народе называют "белые иглы".
Жители рассказывают о странных заболеваниях кожи. Дерматологи говорят, что волдыри появились вследствие воспалений, вызванных асбестом. Международное агентство онкологических исследований, филиал Всемирной организации здравоохранения, сегодня изучает состояние здоровья рабочих в Асбесте. Из-за большого количества людей в городе, которые подверглись воздействию этого вещества, ученые используют его для изучения вопроса о том, какие еще болезни может вызвать асбест, помимо рака легких.
Асбестовые карьеры были открыты в конце 1800-х годов. По площади они равны примерно половине острова Манхэттен. Глубина ямы — около 1 тыс. футов. В Асбесте есть даже свой гимн "Асбест, мой город и моя судьба". В 2002 году муниципалитет утвердил новый флаг: белые полоски, символизирующие волокна материала, которые проходят через кольцо пламени.
Коллективные иски, уничтожившие добывающие асбест компании в Соединенных Штатах, невозможны в России с ее слабой судебной системой и влиятельными производителями. Спрос на асбест все еще идет со стороны Китая и Индии, где он используется для изоляционного и строительного материала. Российская Хризотиловая Ассоциация, промышленная торговая группа асбеста, сообщает, что годовые продажи материала составили около 18 млрд рублей, или $540 млн. И бизнес растет, главным образом, потому что другие страны из него выходят.
Карьеры и завод, которым владеет "Ураласбест" — основные городские работодатели. В национальном масштабе в этой промышленности заняты 38,5 тыс. человек, еще 400 тыс. зависят от заводов и карьеров. В общей сложности 25 млн россиян из 142 млн населения живут в городах, где есть аналогичное градообразующее предприятие, закрывать которое нельзя, даже если оно загрязняет окружающую среду.
Торговая ассоциация заявляет, что асбест, добываемый в России (хризотил), менее вреден, по сравнению с другими видами асбеста. Тем не менее, США от него отказались, отдав предпочтение бразильскому импорту. Ежегодно из Бразилии в США поступает около 1 тыс. тонн асбеста, который используется в авиакосмической и автомобильной промышленности.
“Они считают его опасным, но мы считаем, что он безопасен. Как представитель промышленности, я не вижу здесь проблемы. Если материал обработан должным образом, то он безопасен. Мы не враги нашим рабочим. Если бы они умирали, люди бы боялись работать на нас", — прокомментировал представитель торговой ассоциации Владимир Галицын. Сегодня в России работают три научно-исследовательских института, занимающихся изучением асбеста.
Валентин
Земсков
(82 года) проработал в карьере 40 лет и заболел асбестозом — это болезнь дыхательных путей, вызванная асбестовой пылью. Нетрудоспособным сотрудникам завод добавляет 4,5 тыс. рублей, или приблизительно $135, к ежемесячным пенсионным выплатам. Впрочем, по его собственным словам, у города нет другого выбора. “Как бы мы жили, если бы у нас не было завода?”, — спрашивает он.