Молоко подорожает

Автор фото: Вдовин Сергей
Российская Федерация. Санкт-Петербург. Пятерочка. Магазин "Пятерочка".

Минсельхоз прогнозирует рост цен на молочную продукцию. Количество коров в стране сократилось на 2%, а молока они дают и вовсе на 7% меньше, чем в прошлом году. Фермеры жалуются на нехватку госдотаций и диктат крупных молокоперерабатывающих компаний.

Минсельхоз прогнозирует во втором полугодии рост цен на молочную продукцию. По заявлению замглавы ведомства Ильи Шестакова, это связано с тяжелой ситуацией на рынке: с начала года объем производства сырья упал на 6,9%, а поголовье скота сократилось на 2%.  
"Из-за этого возникает повышенный спрос. Соответственно, во многих регионах цены на сырое молоко увеличиваются ", — отметил замминистра. Так, средняя по стране закупочная цена на молоко первого сорта, по данным на 8 июля, составляла около 14 рублей за килограмм, за последнюю неделю она увеличилась на 0,4%.
Уже в июле-августе вопросы молочного рынка будут рассмотрены правительственной комиссией вице-премьера Аркадия Дворковича. Но еще не дожидаясь ее решений, чиновники предлагают увеличить дотации.
"Субсидии на молоко надо повышать, но, к сожалению, мы действуем в рамках бюджета, который согласован", — сказал Илья Шестаков, добавив, что некоторое увеличение "молочных" субсидий в этом году все же ожидается — в рамках дополнительно выделенных всему агропромышленному комплексу 42 млрд рублей.
Трудности в отрасли почувствовали на себе даже крупные федеральные игроки. По словам директора по закупкам молока группы компаний Danone в России Жиля Бурло, впервые за многие годы в стране фактически нет сезонного периода "большого молока" — весенне-летнего роста удоев, из-за которого обычно цены на рынке падают.
Игроки регионального рынка согласны, что сегодняшних госсубсидий недостаточно для производителей. По словам коммерческого директора молочного завода "Пискаревский" Георгия Житмарева, выход из тяжелой ситуации — в увеличении госдотаций отрасли. “Санкт-Петербург – единственный субъект РФ, где нет госдотаций производителям сырья, нет программы “школьное молоко”, напоминает он. Георгий Житмарев связывает недостаток госдотаций с заметным уменьшением объема удоев. "Небольшие хозяйства не выдерживают конкуренции и закрываются. Из-за этого уменьшается количество коров, и как результат, удои уменьшаются", — объяснил он.
Несмотря на предпринимаемые Ленобластью усилия, из-за жары и разорения слабых хозяйств в этом году действительно снижаются объемы производства". Из этого, по его словам, вытекает и рост цен на молочные продукты: "Раньше федеральные игроки испытывали давление “дешевого молока” из регионов и снижали цены, не имея к тому внутренних предпосылок, – ни сезонности, ни существенного падения объемов реализации. В этом году ни “Вимм-Билль-Данн”, ни “Юнимилк” цены снижать не стали", — объяснил Георгий Житмарев.
Эксперты подчеркивают, что в последнее время в молочном бизнесе большую роль играют крупные торговые сети, и для производителей на первое место вышла организация логистики. "Молоко транспортируется на большие расстояния, крупные производители добавляют в него  дополнительные консерванты. Частные фермеры часто не добавляют консерванты, так что их продукт не может попасть в крупные федеральные сети. Для них остается лишь узкий, так называемый, элитарный, сегмент рынка. Но далеко не все покупатели готовы платить за натуральное молоко в несколько раз больше", — поясняет директор исследовательской компании “Грифон-Эксперт” Александр Петренко.
По его словам, кроме увеличения госдотаций, государство должно на законодательном уровне обязать торговые сети увеличить круг поставщиков, в том числе мелких. Это позволит попасть продукции небольших хозяйств на прилавки крупных торговых сетей и составить конкуренцию крупным производителям.