Электрификация — залог успешного функционирования железнодорожного транспорта страны. Модернизация электроснабжения позволяет значительно увеличить вес поездов, скорость их движения, справиться с ростом грузо- и пассажиропотока, существенно повышает эффективность работы и улучшает технико-экономические показатели. Именно поэтому на «РЖД» и других предприятиях отрасли всегда найдется работа для специалистов.
Железные перспективы
По словам директора Санкт-Петербургского техникума железнодорожного транспорта (СПТЖТ) Евгения Шехтмана, 100% выпускников по специальности «Электроснабжение (по отраслям)» находят работу после окончания образовательного учреждения. Все они получают распределение в подразделения дистанций электроснабжения ОАО «Российские железные дороги», которое является одним из крупнейших российских работодателей. Для справки: в 2013 году техникум выпустил 22 учащихся, освоивших специальность на очном отделении, и 19 заочников. При этом количество мест для обучения остается стабильным (на первый курс принимается в среднем 35 человек в год), а вот конкурс при поступлении растет — вместе с числом абитуриентов, подающих свои документы в учебное заведение.
Оно и понятно: на рынке труда в целом отмечается дефицит профессионалов в сфере энергетики и электроснабжения. А потребность в данных специалистах имеется немалая, причем не только у предприятий железнодорожного транспорта, но и у таких городских организаций, как ГУП «Горэлектротранс», ГУП «Петербургский метрополитен» и у многих других. Поэтому работодатели вступают в настоящую борьбу за молодых специалистов. И такая конкуренция, в свою очередь, обеспечивает возможность выпускникам техникума удачно устроиться на работу, которая обеспечит стабильную зарплату, возможности карьерного роста и социальные гарантии. На сегодняшний день средняя заработная плата специалистов в области электроснабжения по предприятиям железной дороги составляет 20–25 тысяч рублей, а на городских предприятиях — от 30 тысяч рублей.
Правила эксплуатации
На железных дорогах нашей страны электрическая тяга начала применяться с 1926 года. Основными устройствами энергетического хозяйства железных дорог являются тяговые подстанции, контактная сеть, энергосетевые районы, распределительные устройства, силовые оборудования подстанции.
Электрическая энергия от высоковольтных линий электропередач подается на тяговые подстанции, расположенные вдоль железной дороги, где преобразуется в постоянный или переменный ток нужного напряжения, который поступает в контактную сеть, протянутую над железнодорожными путями. Через пантограф электровоза ток поступает в обмотки его тяговых двигателей и приводит в движение электроподвижной состав.
Техник-электрик должен хорошо знать устройство, принцип действия и правила эксплуатации всего оборудования тяговых и трансформаторных подстанций, контактной сети, электрических сетей железнодорожного узла, систем автоматики и телемеханики энергетического хозяйства. В аварийных ситуациях должен не теряться, быстро принимать правильные решения по устранению неполадок, ведь неправильные действия могут привести к тяжелым последствиям, связанным и с поражением человека электрическим током, и с поломкой устройств.
Выпускники СПТЖТ по специальности «Электроснабжение» могут работать электромеханиками и электромонтерами тяговых подстанций, районов контактной сети и районов электроснабжения, техниками, а после приобретения опыта работы — энергодиспетчерами и начальниками подразделений дистанции электроснабжения. Кроме того, выпускники востребованы на электростанциях и многих других предприятиях, имеющих электроустановки.
Выпускники могут обслуживать и эксплуатировать сложнейшую современную технику: полупроводниковые преобразователи, трансформаторы, другие виды оборудования тяговых подстанций и устройства контактной сети, а также микропроцессорные устройства автоматики и телемеханики и другие устройства системы электроснабжения.
В задачи таких специалистов входит подготовка технической документации и разработка технологических процессов по техническому обслуживанию и ремонту устройств электроснабжения, чтение электрических схем, работы по монтажу, наладке и ремонту отдельных блоков и узлов систем электроснабжения, проведение профилактических испытаний объектов системы электроснабжения.
Обучение
Срок обучения по специальности «Электроснабжение» составляет 3 года 10 месяцев на базе основного общего образования (то есть после 9 классов школы) и 2 года 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования (то есть после 11 классов). Но следует знать заранее: поскольку специальность непосредственно связана с безопасностью движения поездов, требования к состоянию здоровья абитуриентов достаточно высоки.
По циклу профессиональной подготовки теоретическое обучение проводится в объеме 1484 часов, практическая часть обучения составляет 1532 часа. На курсовое проектирование отведено 80 часов, на учебную и производственную практики — 828 часов. Таким образом, доля практической части превышает 50% от общего объема обучения.
В число изучаемых дисциплин, помимо общих гуманитарных, социально-экономических, математических и общих естественнонаучных, входят и специальные. Это электроснабжение, техника высоких напряжений, электрические подстанции, охрана труда и электробезопасность, контактная сеть, защита и автоматика устройств электроснабжения.
Занятия по специальности в техникуме проводятся в учебных аудиториях и лабораториях, оснащенных современным лабораторным оборудованием. Образовательное учреждение располагает производственной базой, необходимой для качественной подготовки специалистов. Лаборатории и кабинеты расположены на базе 1 корпуса СПТЖТ, учебный полигон контактной сети — на базе 2 корпуса.
Будущих специалистов в области энергоснабжения учат организовывать работу и осуществлять руководство на порученном участке, составлять техническую документацию по монтажу, испытаниям и наладке электротехнического оборудования, составлять и оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующими нормативными документами, пользоваться нормативной и справочной литературой для выбора оборудования, измерительных средств, электротехнических и конструкционных материалов, пользоваться ремонтно-монтажными механизмами, контрольно-измерительными приборами, инструментами, средствами малой механизации, приспособлениями и защитными средствами. Ребята учатся рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности производственных подразделений: оценивать эффективность производственной деятельности, анализировать и оценивать состояние охраны труда и техники безопасности на подведомственном участке.
При изучении специальных дисциплин применяются компьютерные программы, видеоматериалы и другие электронные учебные пособия. Для этого в учебном заведении имеются современные компьютерные классы, учебные аудитории оборудованы мультимедийными проекторами.
Обязательной частью образовательной программы являются учебная и производственная практики. После окончания 3-го курса учащиеся проходят производственно-технологическую практику на объектах «Октябрьской железной дороги» и сдают испытания на присвоение квалификации «электромонтер 3-го разряда». Также учащиеся получают на производстве в период практики третью квалификационную группу по электробезопасности, которую подтверждают при трудоустройстве по окончании техникума. Производственная практика производится в дистанциях электроснабжения (ЭЧ) ОАО «РЖД» на оплачиваемых рабочих местах в течение 16 недель. Стоит отметить, что ОАО «РЖД» является базовым предприятием по этой специальности. Более того, обучение по специальности возможно и по целевому набору.
Славяна Румянцева
Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта (подразделение ФГБОУ «Петербургский государственный университет путей сообщения») — единственное в Северной столице учреждение среднего профессионального образования, в котором можно получить специальность «Электроснабжение (по отраслям)».