В уставной капитал РЖД внесут еще 31 млрд рублей. За счет этих денег компания рассчитывает заняться железнодорожными проблемами Московского региона и участка Междуреченск – Тайшет. Эксперты считают, что компания продолжает неэффективно тратить деньги.
Правительство приняло решение, что в 2013 году в уставной капитал РЖД внесут 31,7 млрд рублей. Это вложение обозначено еще в бюджете на 2013 год и поправках к нему. Деньги, как сообщают в правительстве, будут направлены на две основные цели.
"15 539 087 тыс. рублей — на реализацию мероприятий по развитию транспортного комплекса Московского региона. 16 206 265 тыс. рублей — на реализацию мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования на участке Междуреченск – Тайшет", — указано в распоряжении, подготовленном Минтрансом России.
На заседании президиума совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию железнодорожного транспорта и инфраструктуры Дмитрий Медведев отмечал, что эта отрасль в России развивается энергично и даже оптимистично заявил, что российские железнодорожники смогут не только эффективно работать внутри страны, но и занять видное место за рубежом.
Глава РЖД Владимир Якунин тут же воспользовался видимым расположением премьера и попросил включить в список финансируемых из Фонда национального благосостояния проектов не только Транссиб, но и БАМ. Однако Дмитрий Медведев это предложение проигнорировал, а представители Минфина и МЭР его сразу оспорили. Напомним, что на Транссиб собираются потратить 260 млрд рублей.
Просьба главы РЖД выглядела тем более странной, что вскоре компания уведомила правительство, что ни в тот, ни в другой проект инвестировать из ФНБ нельзя. Непременным условием вложения средств ФНБ является их возвратность, а по заявлению специалистов РЖД, инвестиции в БАМ и Транссиб неокупаемы.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Выездное заседание Городского штаба по благоустройству по вопросу содержания городских территорий, прилегающих к полосе отвода Октябрьской железной дороги.
На "жизнедеятельность" самих дорог РЖД в первом полугодии уже потратили 6,3 млрд рублей — и это только на приобретение новых вагонов моторвагонного подвижного состава (213 вагонов). В прошлом году за первое полугодие было приобретено лишь на два вагона больше, но затрачено на их покупку лишь 4,72 млрд рублей. Если последние два вагона не "отлиты из золота" и не стоят 1,6 млрд рублей, то можно говорить о серьезном повышении цен. Всего в течение 2013 года РЖД планируют потратить на эти цели 7,7 млрд рублей.
Эксперты отмечают, что вклады правительства в РЖД — дело уже привычное, так как компания не в состоянии сама обслуживать свою инвестпрограмму. По словам Алексея Безбородова, гендиректора агентства Infranews, компания "расходует средства на свои ерундовые проекты, а потом ей не хватает на правительственные инициативы".
"Если брать проблему с тем же Московским узлом — они уже 7 лет планируют вывести из логистического центра "Белый раст" все грузовые дворы. Достаточно нормально отстроить схему девелопмента некоторых ключевых мест вокруг Москвы, но они не хотят отдавать эти семь больших кусков, предпочитают сами там заправлять и просить все новые деньги на этот старый проект", — поясняет он.
В то же время аналитики уверены, что правительство и не должно ожидать от РЖД полной самоокупаемости — важнее нормальное функционирование инфраструктуры, а не какая-то невероятная прибыльность компании. Интерес для инвесторов компания все равно вряд ли представляет, так что рассчитывать на пополнение ее капитала за счет средств от приватизации не стоит.
"РЖД активно пользуются облигационным рынком, и там этот инструмент считается достаточно надежным. А приватизацию можно рассматривать, только когда у компании есть четкий бизнес-план. Хотя на примере электроэнергетики все уже научены опытом — даже если правительство предлагает модель окупаемости инвестиций, это отнюдь не означает, что государство не передумает. РЖД и не стоит стимулировать к самообеспечению, стоит скорее улучшать управление внутри компании, какие-то бизнес-процессы, она должна разработать нормальный план инвесткомпании и тарифов", — считает Денис Демин, начальник аналитического отдела банка "БФА".