Творческие пространства Петербурга

Автор фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Публицист Георгий Чижов обошел творческие пространства Петербурга и выяснил, какие из них подходят для деловой встречи, для отдыха с семьей и детьми или для развлечений с друзьями.

Любое помещение имеет форму и содержание. Творческое пространство имеет необычную, часто креативную форму и еще более необычное содержание, наполненное культурными событиями. Но никакое даже самое нестандартное творческое пространство не может обойтись без простых и понятных посетителям вещей. Я обозначаю их как билеты, котлеты, туалеты — это порядок посещения мероприятий и их оплата, условия питания и комфорт, санитария и места общего пользования. Давайте попробуем прогуляться по нескольким творческим пространствам и посмотрим на них с точки зрения критика. Почему бы не дать каждому пространству несколько звезд, наподобие тех, что дают ресторанам или отелям? Ведь любое творческое пространство претендует на место культурного отдыха.

FREEDOM palace (с 1 июля 2015 Bright Hall)

Дата основания: 15 марта 2014 года
Основатель: Владимир Бретман
Адрес: Казанская улица, 7.
Площадь помещения: 2 тыс. м2
Директор по развитию Юлия Гаргалык: "Пространство расположено в самом сердце Петербурга, в здании — памятнике архитектуры начала XIX века за авторством Кваренги. Высокие потолки, колонны и лепнина — теперь у каждого человека есть возможность погостить во дворце. FREEDOM palace занимает 2 тыс. м2 и представляет собой помещение в 10 залов, различных по атмосфере и дизайну. Старинный белый рояль в Императорском зале, на котором может играть абсолютно любой посетитель, ароматный бесплатный кофе в уютной кофейне, новейшие игры в геймзоне, библиотека в английской стилистике для ценителей благородного спокойствия и интеллектуального времяпровождения. Пространство работает в формате time-cafe с тарифом 2 рубля в минуту. FREEDOM palace — это не только самое большое time-cafe в России, но и разноформатная event-площадка. Здесь каждый гость найдет для себя занятие, которое придется ему по вкусу: образование и педагогика, fashion, бизнес, IT, digital, стартапы, развлечения, искусство, саморазвитие. Каждый день, в зависимости от тематики, на территории пространства собираются лучшие специалисты из каждой области".
FREEDOM palace, что в переводе на русский означает "Дворец свободы", находится в том же доме 7 на Казанской улице, где раньше располагался ресторан "Тинькофф". Только заходить надо чуть раньше на одну дверь. Над входом висит флаг с эмблемой тайм-кафе в виде большого дирижабля. Творческие пространства обычно не блещут качественным ремонтом, оставляя ощущение, что заводской лофт нынче самое выгодное и модное состояние любого подобного заведения. И потому FREEDOM palace сразу же впечатляет своей дворцовой роскошью, поскольку начинается с широкой парадной лестницы и колоннады второго этажа. Поднявшись по мраморным ступеням, я уткнулся в стойку регистрации.
— Здравствуйте. А как мне найти тайм-кафе "ФридОм ПалАс"? — нарочито коверкая ударение, спросил я у очаровательной девушки за стойкой.
— Вы попали по адресу. Freedom Palace — это мы! — гордо ответила девушка, не почувствовав в моих словах иронии. — Вы на мероприятие или на день рождения?
Немного замешкавшись и не совсем поняв суть вопроса, я ответил:
— Просто так. Сам по себе. Можно?
— Разумеется, можно! — улыбнулась девушка и протянула мне пластиковую карточку. — Одна минута пребывания стоит 2 рубля. Чай, кофе, еда, настольные игры бесплатно. Также вы можете воспользоваться нашим роялем и библиотекой.
— Играть на рояле я не умею, но вот от чая или кофе не откажусь. Куда идти?
— Вам прямо и налево. Все помещения в вашем распоряжении. Минимальный чек 90 рублей. И не забудьте на выходе отдать карту. Приятного отдыха.
Первый зал, о котором я был наслышан как о зале удивительной красоты и где висела старинная подлинная карта города, оказался закрыт. Второй зал дальше по коридору встретил меня бумажным листком с надписью «Закрыто. То есть совсем закрыто!»
Третье помещение было доступно и сразу поразило меня своим великолепным видом. Антикварная мебель с витиеватыми ножками и узорчатой тканью, расшитые шторы, лепнина на потолке и портреты властных особ прошлых веков оставляли ощущение музейной роскоши. Казалось, сейчас заиграет классическая музыка и по дорогому паркету заскользят танцующие пары. Но нет, музыка была вполне современная и даже, на мой взгляд, слишком громкая и энергичная для помещения, в котором хотелось бы отдохнуть и пообщаться. В углу стоял белый рояль. Но его никто не использовал по назначению. Люди сидели парами на диванах и в креслах и вели светские беседы. Вряд ли можно было общаться о чем-то вульгарном и грубом в такой обстановке. Но мне сесть было некуда, так как все места в этом зале оказались заняты. Барная стойка пустовала, кофе и чай мне никто не предложил. Видимо, это будет дальше, подумал я. Ведь помещение "Фридом Палас" занимает 2 тыс. м2, и тут будет на что посмотреть. Двинувшись вдоль по коридору, украшенному картинами, я пошел на шум громкой музыки и обнаружил зал, в котором веселились два десятка детей, аниматоры и несколько родителей. Похоже, это тот самый день рождения, решил я. Но меня не приглашали, и я вышел, чтобы не мешать празднику. Напротив я увидел зал с деревянной лестницей, библиотекой и пианино. Посередине стояло несколько столиков, накрытых белоснежными скатертями.
— Простите, вы по списку на мероприятие? — окликнула меня девушка, которую я миновал, зайдя в зал.
— Нет, я за книжками. А что за мероприятие? — спросил я со свойственным мне любопытством.
— Быстрые свидания. Но если вы хотите взять книгу, то берите, конечно. Правда, мы начинаем через 10 минут.
Я понял, что насладиться литературой мне не дадут. А быстрое свидание мне не интересно, предпочитаю длительные. Передумав заняться чтением книг, я отправился в путешествие дальше.
В следующем зале, точнее небольшом помещении площадью 20 метров, располагалась та самая барная стойка, за которой меня ждал обещаный бесплатный кофе. Обаятельная и разговорчивая девушка приготовила мне американо, предложила сиропы и молоко. Рядом на стойке лежали сушки, меренги, соленое печенье в виде рыбок и сладкие вафли. В шкафу стояли банки с чаем разных сортов. Я набрал немного снеков в деревянную миску, взял свой ароматный кофе и отправился искать место.
Справа от барной стойки я обнаружил два небольших помещения с мягкими креслами, которые тоже, к моему сожалению, были заняты. Но наверх вела деревянная лестница. Я поднялся и обнаружил на втором этаже очень уютное место, состоящее из дивана и двух кресел. Но диван был занят целующейся парочкой. А сидеть напротив, наблюдать, как люди целуются, и пить кофе мне не хотелось. Я тихонько, чтобы не потревожить влюбленных спустился вниз и пошел искать новое место.
По пути я обнаружил шкаф, набитый настольными играми. Я насчитал 32 штуки. К моему удивлению, все упаковки были новые. Либо в них никто не играет, что вряд ли, либо хозяева "Фридома" заботятся о внешнем виде своего реквизита. Но играть мне было не с кем, и я завернул направо. И тут же оказался в полутемном помещении с несколькими большими ЖК-телевизорами и подключенными к ним игровыми приставками. За каждым сидели по два человека и энергично играли в достаточно активные игры. Поскольку я не любитель компьютерных игр, я решил не мешать игрокам своим присутствием и поднялся еще по одной деревянной лестнице. Наверху стояли диваны, на них сидели люди и, несмотря на немного душную атмосферу, беседовали, перекрикивая шум игр.
Видимо, я пришел не вовремя, и в субботу днем тут самый ажиотаж. Я вернулся к барной стойке и наконец-то занял пустое кресло. Съел две сушки, запил остывшим кофе и пошел искать туалет. Я всегда во всех заведениях ищу туалет. Мне кажется, что именно это место определяет статус творческого пространства, которое вы посетили.
Туалет я обнаружил в конце коридора. Из двух туалетов один не работал. Но второй оказался свободен. Туалеты были чистые и совершенно обычные. Вернувшись, я обнаружил, что помещение с библиотекой закрыли на мероприятие, а день рождения вошел в завершающую стадию, судя по выскакивающим раскрасневшимся и вспотевшим детям. Но мне туда уже было не нужно.
Решив, что пора, я достал карточку, выданную мне на регистрации, и пошел в сторону выхода. Общее время посещения заняло у меня не более 30 минут. Я отдал требуемые 90 рублей и спустился по роскошной белокаменной парадной лестнице к выходу.
Чашка кофе и две сушки обошлись мне в сумму меньше сотни, что по меркам любого кафе вполне приемлемая цена. Если бы у меня были какие-то дела или я пришел бы поговорить, то, наверно, я сумел бы найти свободные места. А так я просто удовлетворил свое любопытство, посетив "Дворец Свободы" в центре Санкт-Петербурга.

«Класс труда»

Дата основания: весна 2013 года
Основатели: Денис Гутов, Таисия Богатырева, Алексей Сухарев (вышел из проекта полтора года назад)
Адрес: Газовая улица, 10
Площадь помещения: 300 м2
Основатель Денис Гутов: "Ядро целевой аудитории: люди 30 лет плюс-минус семейные с детьми от 5-6 лет. Но на самом деле к нам приходят люди всех возрастов, от 20 до 60, которые хотят что-то поделать руками или научиться. Основа позиционирования: открытая мастерская для творчества и ручной работы. Мы — первое место в городе, где можно делать что-то своими руками, научиться какому либо ремеслу. Оригинальный контент, обучающие курсы и мастер-классы плюс сообщество творческих людей — современных ремесленников и мастеров".
Творческие пространства предназначены для творчества. Это всем понятно. Но творчество может проявляться в стихах, рисунках, театральных постановках. А может быть осязаемым и материальным, потому что выпилено из дерева, выковано из металла, покрашено краской и лаком. Именно в такое место я отправился, чтобы узнать, каково это — работать не языком, а руками. Первое у меня всегда получалось отлично, а вот со вторым были трудности. И когда я узнал о месте под названием «Класс труда», где каждый может оценить свои творческие способности, приложив немного усилий, то с радостью отправился в путь.
Найти творческое пространство «Класс труда» оказалось непросто. От метро я шел по одной улице, потом свернул на другую. И только через 15 минут я увидел необычное здание круглой формы, именуемое газгольдер. Ранее, судя по названию, там хранили газ. Минуя беспрепятственно пост охраны, так как здание находится на территории какого-то предприятия, я пересек двор и вошел внутрь.
И тут же почувствовал знакомый с детства запах опилок, краски, металла. Это точно класс труда. Я уже представил, как за верстаками стоят школьники в синих халатах, а на головах их надеты береты. И строгий учитель труда раздает указания и следит за работой у станка.
Халатов я не обнаружил. Но станки были. И верстаки тоже. И везде работали люди. Именно работали, не отвлекаясь по пустякам. В первом зале я увидел большой деревянный корабль, состоящий из двух частей. Как оказалось, это был макет корабля для детской площадки. И его строили сразу три человека. Чуть дальше мужчина со своим сыном строгали табурет необычной формы по собственным чертежам. За третьим верстаком парень пилил ровные дощечки для какой-то полочки.
Я заглянул в две небольших комнаты. В одной пахло краской, несмотря на работающую вытяжку. Во второй, похоже, работали с металлом, судя по металлическим деталям со следами сварки. Я назвал эти комнаты покрасочная и металльная. Не знаю, насколько это грамотно звучит, но суть комнат отражает точно.
В следующем зале было намного тише и не так пыльно, как в первом. Тут уже трудились над мелкими предметами, используя хрупкие и нежные материалы для изготовления ювелирных украшений, кожаных изделий, деревянных значков.
За одним из столов несколько детей изучали под руководством преподавателя процесс изготовления кожаной закладки для книг. Судя по их увлеченным лицам, процесс им нравился.
В третьем зале еще шел ремонт, после окончания которого в этом помещении, видимо, планировалось разместить детские верстаки и инструменты. Чтобы дети могли работать отдельно от взрослых и не пугать их своим творчеством и сумасшедшими идеями.
Я ходил от стола к столу и поражался тому, как аккуратно расставлены на них всякие баночки с мелкими деталями, развешаны инструменты и устройства, предназначенные для работы. Все это вызывало во мне удивление и ребяческий восторг. Захотелось тоже что-нибудь придумать и воплотить в металле или дереве. Но я сдержал в себе порыв творчества, зная свою неспособность заниматься рукоделием. Да и людям, реально занимающимся делом, мешать не хотелось.
Минус такого творческого пространства — отсутствие явных развлечений. Никаких игр, книг или выступлений. Только прикладной труд и старание. Хотя чаю мне предложили, причем за столом, сделанным из крышки рояля. Видимо, кто-то решил дать вторую жизнь музыкальному инструменту. От чая я, разумеется, не отказался, тем более что в процессе чаепития собеседники обсуждали процесс изготовления деревянной броши.
Да, в конце своей экскурсии, выходя из пространства, я нашел еще одно помещение — раздевалку. Конечно, как же без этого. Ведь когда ты творишь, всегда есть пыль, опилки, краска. И неминуемо испачкаешь одежду и руки. Но зато станешь светлее душой.

"Каледонский лес"

Дата основания: 26 июля 2014 года
Основатели: Баранюк Полина (студентка Театральной Академии) и ее друзья
Адрес: Петрозаводская улица, 3-6
Площадь помещения: 30 м2
Комментарий основателя Баранюк Полины: "Пространство занимает площадь примерно в 30 м2. (20 — нижний этаж, 10 — верхний). Целевой аудиторией "Леса" являются творческие люди всех возрастов. "Лес" многофункционален и позиционирует себя как свободное пространство, donation-кофейню, лавку hand-made и мастерскую масок и кукол. Чувство безопасности, ощущение, будто ты находишься дома, является, на наш взгляд, основным отличием Леса от других свободных пространств. Кроме того, здесь невозможно оставаться в стороне — от разговоров, людей, событий — наш мини-формат подразумевает, что все присутствующие люди так или иначе участвуют во всем происходящем. Это раскрепощает и создает фундамент для построения новых дружеских отношений".
В различных сказках есть такой похожий момент. Главный герой, попадая в лес, начинает блуждать по чаще, теряется и в конце концов набредает на поляну, на которой стоит маленький сказочный домик, в котором явно живут волшебные существа.
Просто решив сократить дорогу, я пошел дворами. Я всегда так делаю, когда гуляю по Петроградке. И в одном из дворов неожиданно я наткнулся на необычное одноэтажное здание. Хотя назвать это строение зданием будет слишком громко. Скорее домик, или избушка с покатой крышей и разукрашенными стенами. Я так удивился, что сразу же не задумываясь, вошел внутрь. И еще больше удивился.
Внутри я оказался в сказочном месте. Это было самое маленькое в городе творческое пространство. Площадью всего 20 м2. И на этих метрах разместились: чайная-кофейня; магазин украшений хэнд-мейд, масок, музыкальных инструментов; творческая мастерская; выставочный павильон; место для публичных выступлений, мастер-классов и семинаров; уютный чилл-аут для бесед и отдыха; музыкальный клуб. Пожалуй, все.
И все это было так гармонично и уютно, что захотелось тут жить. На чистом полу лежали подушки, вызывающие желание сесть на них. Аромат вкусного чая кружил голову, а тихая мелодия создавала ощущение покоя. Причем мелодия доносилась откуда-то сверху. Я увидел лестницу, ведущую на антресоль. Там явно были люди, которые лежали на подушках и наслаждались игрой на необычном музыкальном инструменте.
Я подошел, точнее, сделал шаг от лестницы к барной стойке и обратился к молодому человеку по имени Иван, который заваривал чай в прозрачном чайнике.
— Скажите, а кто это играет?
— Не знаю, просто ребята пришли выпить чаю и поиграть джем. Калимба, флейта и скрипка. Играют, что придет в голову, фантазируют. У нас так часто бывает, что кто-то приходит что-то сыграть или рассказать, а остальные слушают и все вместе получают удовольствие. Вы тоже можете присоединиться, если хотите.
Играть на музыкальных инструментах я не умел, но решил попробовать. Мне дали металлический треугольник и сказали стучать по нему на счет восемь. Я считал до семи и потом ударял по треугольнику, который издавал мелодичный звон. Оказалось, что этот звук гармонично вплетался в общую мелодию, которая также создавала приятную атмосферу радости.
После импровизированного джема мы попили чаю, поболтали, нашли общих знакомых, обрадовались этому и снова попили чаю.
Я в разговоре выразил удивление столь малому размеру творческого пространства и спросил, не тесно ли тут посетителям. Иван сказал, что однажды было тесно, когда пришли сразу 40 человек на концерт, посвященный открытию выставки музыкальных инструментов. И все мероприятие пришлось простоять, так как сесть не получалось. Но это было всего один раз. Теперь же приходит 15-20 человек, и всем находится уютное местечко.
Я в ответ рассказал про самую маленькую кофейню на Техноложке "Кофе в арке", рассчитанную всего на один стул. Один из собеседников выразил мнение, что людям порой нужны такие небольшие уютные места, чтобы спрятаться, как в норке, от шума и суеты больших торговых комплексов и от потребления перейти к ощущениям и осознанию самого себя.
И, наверно, такие места не приносят больших денег. Но ведь и делаются они не для бизнеса, а для души. Просто потому что хочется, чтобы к тебе в гости приходили талантливые, умные и приятные люди. И можно было творить радость общения. Не знаю, сколько сможет прожить такое место в наш век монетизации и кастомизации. Но то, что оно нашло свою аудиторию, — это точно.

«Поднебесная»

Дата основания: декабрь 2013 года
Основатели: Мирра Шахторина и Николай Корсаков
Адрес: ул. Уточкина, 7, кв. 131
Площадь помещения: 500 м2
Основатель Мирра Шахторина: "Наше пространство позиционируется как место, в котором встречаются и отдыхают деятельные люди Петербурга. Это уютный домашний ресторанчик с особой атмосферой в двухуровневом пентхаусе на высоте птичьего полета у камина, где можно встретиться с друзьями, отдохнуть, обсудить проекты или провести мероприятие, поесть вкусно и душевно. Целевая аудитория: деятельные люди Петербурга, в 90% случаев это молодые и успешные люди, предприниматели, топ-менеджеры, управляющие компаний и просто активные личности. Средний возраст наших гостей 21-35. Люди приходят к нам, чтобы отдохнуть и побыть собой в уютной атмосфере — там, где никому ничего не нужно доказывать и соответствовать статусу. Наше главное отличие — 17-й этаж, а также высокие потолки, панорамные окна, камины, внутренние балконы. Поднимаясь из лифта, вы сразу же попадаете в пентхаус — все это создает совершенно необычайную атмосферу".
Если вы думаете, что творческие люди создают свои пространства только в центральной части города, то вам придется кардинально изменить свое мнение. Есть удивительные места и на окраине. И об этом говорит само название "Поднебесная". Видимо, это так далеко, что впору дойти до горизонта и потрогать купол неба. Но, будучи наслышан о чудесном пространстве, переделанном из мансарды художников, я решил посетить его, невзирая на удаленность места.
Первая трудность, с которой я столкнулся — непонимание, какой из выходов подземного перехода выбрать. Дважды я выходил не туда, но в конечном итоге оказался на нужной мне улице и пошел искать высотный дом, где находится "Поднебесная".
Из двух лифтов в подъезде до нужного мне места шел только один. Разумеется, я сел не на тот, доехал до 16-го этажа и спустился вниз. Пересел, снова поднялся уже на 17-й этаж и достиг намеченной точки пути. Очаровательная девушка предложила мне надеть одноразовые синие тапочки. Я не противился, ибо всегда соглашаюсь с теми правилами, что мне предлагают. Ведь я гость и если надо надеть тапки, наденем. Зато, как оказалось потом, тапочки чудесно скользили по паркету и я, почти танцуя, проскользнул внутрь помещения.
Творческие пространства отличаются от обычных конференц-залов и офисных помещений необычным дизайном и нестандартной планировкой. "Поднебесная" соответствовала именно этим критериям. Тут явно витал дух творчества и креативности. И всюду, в любом закутке ощущался уют. Добавьте к этому высокие панорамные окна и вид на город с 17-го этажа. Даже если бы тут не было больше ничего интересного, все равно стоило посетить это место.
Но я жаждал активности. Меня вряд ли можно удивить высотой и уютом. Через 10 минут брожения по закоулкам и комнаткам я остановил свой выбор на помещении с камином. Мне показалось, что тут будет очень приятно выпить чашку какао. И в меню оказалось не только какао, но и чудесный штрудель с шариком ванильного пломбира. Буквально через 5 минут я уже наслаждался вкусным десертом, покачиваясь в кресле-качалке. Одновременно я рассматривал помещение. Особенно меня привлек второй этаж, построенный из деревянного бруса. Покончив с какао, я решительно встал и по скрипучим ступенькам поднялся наверх. Оказалось, что там есть еще несколько комнат, не менее уютных и комфортных. В двух из них я обнаружил тихо беседующих людей.
Вернувшись к камину, я увидел, что в зале появились люди. Они рассаживались на пуфы и кресла с явным намерением кого-то послушать. Я решил уточнить, что тут будет. Мне объяснили, что я попал случайно на концерт и могу остаться. Концерт я не планировал, поэтому вышел в другое помещение, которое тоже стало заполняться посетителями.
— А что тут? — удивленно спросил я у ближайшего соседа.
— Клуб организаторов мероприятий, — ответил мне сосед и улыбнулся так многозначительно, будто я попал на тайное собрание древнего ордена. Многозначительно улыбнувшись в ответ, я вышел и подумал, что не ожидал такой активности на окраине города. Пусть даже вечером в пятницу.
— А что еще интересного у вас есть? — поинтересовался я у девушки за стойкой перед входом.
— Сегодня концерт, лекция про продвижение мероприятий в социальных сетях и семинар для мам.
Ага, вот, значит, зачем нужны такие творческие пространства на краю земли. Чтобы люди, покинувшие мир тусовок, не теряли связь с культурой, обретали новые знания и делились ими друг с другом. И при этом их не покидало ощущение уюта и тепла. Пусть даже камин не горит, все равно кажется, что ты попал  в волшебный замок на высокой-высокой скале, и отсюда не хочется уходить.
Но я ушел. Поиграв в пару настольных игр, которые я обнаружил в тумбочке, полистав пару книг, что лежали на столе, покачавшись в уютном гамаке, я понял, что программа минимум выполнена и пора идти дальше. Выйдя на улицу, я поднял голову и увидел высоко под самой крышей дома большие окна "Поднебесной", из которых лился теплый свет. Они будто манили меня обратно.
В другой раз, пообещал я себе и пошел в сторону метро. Мне ведь еще до дому часа полтора добираться.

«Цифербург»

Дата основания: 14 февраля 2013 года
Основатели: Дмитрий Гуров и Наталья Олина
Адрес: Невский проспект, 48, кв. 131, 3 этаж торгового дома "Пассаж"
Площадь помещения: 300 м2
Основатель Наталья Олина: "Цифербург" является частью сети свободных пространств "Циферблат", основанной Иваном Митиным. Целевая аудитория: творчески ориентированные молодые люди в возрасте 23-30 лет, однако концепция пространства направлена на то, чтобы одинаково радушно встречать гостей из разных возрастных и социальных категорий, поэтому у нас частенько можно встретить и бабушек с дедушками, и серьезных мужчин в пиджаках, и школьников, и бородатых театральных режиссеров. Мы позиционируемся как место с дружественной атмосферой, куда можно прийти отдохнуть, поработать, пообщаться с интересными людьми, посетить мероприятие и даже поспать или приготовить еду на открытой кухне. Основное отличие — необычный дизайн: декорации города, дома и персонажи, живущие в них, а также истории, неожиданно разыгрывающиеся в этих декорациях; а также возможность для каждого гостя поучаствовать в жизни пространства, будь то идеи по оформлению, участие в организации мероприятий или написании истории города. Также основное отличие "Циферблата" от остальных пространств в том, что главным внутри пространства всегда является общение: внутри команды, между работниками и гостями, а также общение гостей между собой. Помимо сохранения порядка внутри, организации процессов приготовления кофе и угощений, в обязанности хранителей очага входит формирование правильной атмосферы и позитивного настроя внутри. За счет этого в ситуациях локальных катастроф, когда в помещении вдруг отключают Интернет, воду, электричество или ее величество кофемашину, никто из гостей, платящих 2 рубля за каждую минуту пребывания, не думает уходить в другое место.
Творческое пространство со странным названием "Цифербург" находится в центре Санкт-Петербурга на Невском проспекте в здании "Пассажа". Обнаружить вход, не зная заранее, где он находится, оказалось достаточно сложно. Большой вывески я не нашел и воспользовался советом выходящего из "Пассажа" молодого человека с модной нынче бородой и пышными рыжими усами. "Дверь справа и на самый верх", — буркнул мне парень и нырнул в подземный переход. "Справа от чего?" — не успел переспросить я и решил использовать метод дедукции. Если "Цифербург" в здании Пассажа, то нужно искать дверь справа от него. Так и вышло. Пройдя три этажа вверх, я обнаружил указатель, что "Цифербург" передо мной.
Помещение сразу поразило своим простором. 300-метровый зал почти не имел никаких построек и перегородок. Лишь у двух стен были деревянные антресоли, на которые вели деревянные лестницы. Потолок, пол и стены были покрашены в черный цвет, что никак не придавало мрачности данному помещению, а наоборот, акцентировало внимание на прочих деталях. А деталей было много.
— Привет! Я Аня. Как тебя зовут? — радостно обратилась ко мне на ты девушка, стоящая рядом со столиком, на котором лежало десятка два разного вида и состояния будильников.
— Пантелеймон, — пошутил я, надеясь, что Аня оценит мою оригинальность.
— Я буду звать тебя Понтя, — видимо, пошутила в ответ Аня. — Выбирай будильник.
Я взял первый попавшийся. Мне достался большой красный будильник без стрелок с надписью "Йоко" сбоку. Девушка записала на бумажке мое выдуманное имя, имя будильника и время моего входа.
– Два рубля минута, кофе по желанию, чай в комоде, чашки там же. Тостер и джемы слева, скороварка и микроволновка справа. Все остальное тоже в твоем распоряжении.
Я поблагодарил девушку и, взяв будильник, пошел искать свободный столик. Их оказалось не так много, но достаточно, чтобы можно было сделать выбор. На полу я обнаружил белые линии, напоминающие план помещения. Видимо, они символизировали стены и образно разграничивали территории вокруг столиков. Я решил не перешагивать эти линии, а входил в помещения через вымышленные дверные проемы, чем сразу же вызвал улыбку у двух девушек, мило болтающих за чашечкой какао. Мне сразу же захотелось какао, тем более что я обнаружил тележку с печеньем и сушками. Пройдя чуть дальше, я нашел шкаф, где лежало несколько упаковок белого хлеба для тостов, стояла посуда, тостер и две баночки с джемами. Пока готовились мои тосты, я решил осмотреться. У одной из стен я увидел импровизированный маяк и причал, за которым, как за столом, сидели несколько человек, играющих в какую-то карточную игру. Чуть дальше за невысоким белым заборчиком на траве, точнее на искусственном газоне, лежали молодые люди и пили чай. Они явно собрались по какому-то поводу, так как образовали круг и говорили по очереди. В центре зала стоял старый черный рояль. Было видно, что он многое пережил за свою музыкальную жизнь и теперь снискал славу в этом огромном зале с черными стенами.
Под деревянными антресолями тоже сидели люди, пили кофе, ели снеки, вели тихие беседы. Явно пара мест предназначалась для интровертов, страдающих от чужого внимания и требующих уединения. На самих антресолях кто-то сосредоточенно работал на ноутбуке, быстро тыкая пальцами по клавишам.
Получив чашку какао из рук бариста "Цифербурга" и намазав тосты джемом, я пошел к своему столику, где меня ждал будильник "Йоко". Поскольку все сидящие были на виду, мне не представило особого труда их разглядывать, делая вид, что я рассматриваю помещение.
Возраст посетителей был в пределах 20-25 лет, лишь пара человек выделялись более зрелым возрастом, но было видно, что тут они скорее по работе, нежели для общения, так как оба уткнулись в ноутбуки и не обращали внимания на окружающих.
В одном из шкафов лежали настольные игры. Я насчитал 12, вешний вид у них не внушал доверия. Чуть дальше я обнаружил полки с книгами. Но книги тоже были достаточно потрепаны и, судя по авторам на обложках, создавалось впечатление, что их привезли из какой-то школьной библиотеки. Хотя порой имеет смысл перечитывать классиков школьной программы, я все же не решился сделать выбор. На стене я увидел нарисованный белый экран, явно он использовался для кинопоказов, и я подумал, что надо будет уточнить даты и время сеансов. Больше я никаких развлечений не обнаружил. Какао кончилось, тосты тоже. Время посетить туалет. Как ни странно, но туалет я не нашел, явных указателей тоже, а спросить постеснялся. Видимо, он находился за пределами "Цифербурга".
Я вернул будильник девушке Ане, она посчитала сумму, вышло 100 рублей. Пока я рассчитывался, мимо меня проехал на самокате один из сотрудников "Цифербурга". Этим он показывал, что в данном пространстве достаточно свободно относятся к тому, чем вы в данный момент занимаетесь. Необязательно уходить сразу после того, как вы выпили напиток и съели пару печенек. Играйте, общайтесь, просто отдохните от городской суеты. И я мог остаться еще, просто не знал, чем мне заняться. Видимо, надо идти с компанией или заводить знакомства на месте. В любом случае, теперь я знаю, где можно выпить кофе или чаю и понаблюдать за другими людьми. Или взять с собой ноутбук и посидеть в соцсетях, не смущаясь, что занимаешь чье-то место, ведь я плачу за каждую проведенную тут минуту.

Лофт-проект "Этажи"

Дата основания: 2 июня 2007 года
Основатели: Савелий Архипенко, Мария Рыбакова
Адрес: Лиговский проспект, 74
Площадь помещения: 5 тыс. м2
Креативный директор Савелий Архипенко: "Культурному центру "Лофт-проект "Этажи" в этом году исполнилось 8 лет. Мы меняемся. И именно городская повестка диктует изменения. Когда-то "Этажи" были преимущественно выставочным пространством, сейчас появилось множество проектов, связанных с креативным молодым предпринимательством, например "Улица Контейнерная" или проекты, выросшие из фестиваля "Ресторанный день". И если раньше на территории лофт-проекта "Этажи" все идеи инспирировали мы сами, теперь много маленьких городских инициативных проектов обращаются к нам за помещениями и становятся частью культурного центра. Наша деятельность в большей степени направлена на универсального, немодного в хорошем смысле горожанина. Получается ли нам привлечь максимально широкую аудиторию, сложно говорить, но судя по тому, что посещаемость наших пространств увеличивается, мы остаемся интересным местом для людей. В этом году мы запустили новые проекты: "Музыка на крыше" — концерты актуальных групп на свежем воздухе, свободное пространство "Циферблат", появились новые выставочные площади. Мы развиваемся, прислушиваясь к духу времени".
Творческое пространство "Этажи" расположено не так далеко от центра. Туда можно добраться быстрым шагом от площади Восстания буквально за 10 минут. Вы вряд ли пропустите несколько плакатов, наклеенных в арке. Слева от этой арки — проходная во двор, за которым, собственно, вход в "Этажи". Немного напоминает подобные пространства в Москве. Они тоже почти всегда расположены в старых промышленных зданиях в непосредственной близи от центральной части города. Но "Этажи" — уникальное пространство для Санкт-Петербурга. Уникальность заключается в том, что в этом месте собраны все возможные варианты и форматы современных творческих пространств. Хотите лекционный зал с ремонтом в стиле минимализм? Пожалуйста, поднимайтесь по лестнице на третий этаж. Там расположена "Зона действия" — сцена высотой 20 см и шириной 3 м, проектор направлен прямо на белую стену, зал вмещает между колоннами не менее 60 стульев. Вам нужен коворкинг? Есть такой. Сразу за лекционным залом. Также имеется кухня с модным нынче длинным столом для совместных чаепитий. Выше этажом есть кафе с выходом на открытую веранду. Рядом небольшой зал для семинаров и мастер-классов. Ниже этажом дизайнерские магазинчики с ассортиментом стильных и модных товаров хенд-мейд от платьев до значков. Есть едальня с резким запахом готовящегося фалафеля, есть кондитерская, чайная, есть магазин книг и комиксов. Несколько небольших залов посвящены выставкам фотографии. Есть и хостел, как же без него.
И все это разношерстное, перемешанное, не поддающееся общему стилю и дизайну. И, видимо, именно в этом вся прелесть подобных мест — вы не чувствуете каких-то ограничений, ваше воображение получает все, что способно представить.
Именно такое ощущение я получил, пару раз пройдя вверх-вниз по лестнице, облицованной белым больничным кафелем, явно того времени, когда на месте "Этажей" существовал настоящий хлебозавод. Но что-то меня все равно мучало и не отпускало. Какая-то мысль сверлила мой мозг, назойливо, словно муха знойным утром, жужжала над ухом, требовала удобства, комфорта и понятной логистики. Почему именно эти заведения предлагают еду? Почему именно эти авторы выставили свои работы на выставках? Почему именно такой формат мероприятия проходит сейчас? И в чем смысл этой лекции-диспута? Я сидел на белом складном стуле,  вполуха слушал лектора и рассматривал тех, кто сидел рядом. И мне смутно чудилось, что они, так же как и я, попали сюда абсолютно случайно и не понимают, о чем идет речь. Но стесняются встать и уйти. И делают вид, что им интересно и важно все происходящее. А еще стильно и модно. А еще это инфоповод лишний раз упомянуть друзьям в соцсети, что вы ведете активный образ жизни и посещаете не просто светские тусовки, а получаете интеллектуальный заряд бодрости.
А я не стеснялся. Я ничего не понял, встал и ушел. И из лекционного зала сразу же попал в бар, просто свернув налево. Ну конечно, как же без хорошего стильного бара с черными, будто испачканными стенами, длинной обитой железом стойкой и аутентичными барменами. Ознакомившись с меню, я решил, что пить алкоголь в пять вечера рановато, и вернулся на лестницу с кафелем.
Итак, у меня был выбор — посещение выставок, поход по магазинам, прогулка по веранде, питание в кафе, прослушивание лекции, общение с коллегами в коворкинге. И меня осенило — вот, оказывается, в чем суть творческого пространства — в возможности самореализации в любом направлении. И не важно, зачем ты сюда пришел. Важно, каким ты отсюда выйдешь и что приобретешь в итоге. Просветленный, я вышел на Лиговский проспект и побрел в сторону Московского вокзала.