Россия – "страна советов"

Автор фото: итар-тасс

В России создан совет по финансовой безопасности, уже начато создание финансово-банковского совета, а Национальный банковский совет ЦБ будет переименован в финансовый. Эксперты отмечают засилье всяческих "советов" в финансовой сфере страны.

Национальный совет по обеспечению финансовой безопасности — так полностью называется орган, в котором будут обсуждаться и оцениваться потенциальные риски для финансовой системы страны. Он создается на постоянной основе и будет заниматься согласованием действий госинститутов, рассмотрением возможных рисков и подготовкой предложений по их ликвидации.
Постановление о его создании уже подписал Дмитрий Медведев. О конкретных полномочиях совета пока не известно, а функции его остаются очень уж общими и туманными — кажется, в функционал любого околофинансового совета всегда входило обсуждение проблемных вопросов, в том числе и рисков.
Параллельно идут разговоры о создании еще одного совета — на этот раз Национального финансово-банковского совета. Об этой структуре, пока находящейся в зачаточном состоянии, тем не менее известно больше, чем о первой. В ее поддержку даже высказался глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, при этом отметив, что "целесообразность воплощения такой идеи зависит в первую очередь от позиции мегарегулятора по данному вопросу".
В этот совет могут войти такие организации как Ассоциация российских банков, Ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) и Национальная ассоциация участников фондового рынка, что придаст совету определенный вес. Игорь Юргенс считает, что его создание сформирует площадку для обсуждения проблем каждого сегмента финансового рынка, что очень похоже на функционал только что одобренного к созданию нацсовета по финансовой безопасности.
Кроме того, ВСС параллельно должен реализовать свою ключевую задачу — создание еще одного органа, нацеленного на этот раз на конкретно страховой рынок. Речь идет о страховом омбудсмене.
"Нам известно, что омбудсмен на банковском рынке был создан по инициативе известного в банковских кругах депутата Павла Медведева, который в настоящее время работает советником в Банке России. После его ухода функция омбудсмена исполняется коллективно. Мы надеемся найти специалиста федерального уровня, которому хорошо известна практика судов и понятны реалии страхового бизнеса. В этом случае у проекта по формированию омбудсмена будет больше шансов стать успешным", — заявил Игорь Юргенс журналистам.
Таким образом, всяческие органы и институты формируются не только образованием группы из уже созданных организаций и ассоциаций, как в случае с советами, но и "почкованием" маленьких подорганов из материнского тела основного объединения. В увлекательном финансовом мире России есть и другой близкий к биологии процесс — смена окраски или переименование.
Ему подвергся буквально на днях Национальный банковский совет ЦБ, который в принятом законе о мегарегуляторе переименовали в Национальный финансовый совет. Стоит ли говорить, что суть органа от этого не поменялась, как не поменялись и его функции, задачи и полномочия. Последние, кстати, экспертами обозначены как крайне скромные и не влияющие на общий курс Центробанка.
Единственное, что добавится к его деятельности — это право согласовывать трудоустройство членов совета директоров ЦБ после того, как они уйдут из Банка России. Ушедшие руководители обязаны будут в течение 2 лет получить согласие совета. Учитывая, что наиболее интересные назначения, как в случае с экс-главой регулятора Сергеем Игнатьевым или бывшим зампредом ЦБ Алексеем Улюкаевым, совершены Владимиром Путиным, интересно будет посмотреть на тот совет, который не даст на них согласия.
Таким образом, несмотря на 22 года, прошедшие с момента распада СССР, Россия по-прежнему остается "страной советов". Советов с неопределенными функциями и целями и еще более неопределенными полномочиями. Эксперты отмечают, что новосозданный мегарегулятор наплодит еще больше подобных органов.
"Как правило у нас финансовый сектор законодательно прописан с германской и американской кальки. А с мегарегулятором мы решили поэкспериментировать. В результате внутри него уже формируются разные группы влияния, и они будут создавать всякие советы, которые будут только препятствовать принятию решений. Мегарегулятору не будет ничего оставаться кроме того, чтобы поручать вынесение вердикта по спорным темам Госдуме, которая попросту некомпетентна в финансовых вопросах", — сетует Владимир Рожанковский, старший аналитик ИГ "Норд-Капитал".
Аналитики, впрочем, уверены, что в туманном будущем все эти образования смогут прийти к какому-то общему знаменателю и все же приносить пользу правительству и участникам финансовых рынков.
"В будущем все эти советы, возможно, будут укрупнены до одного органа. Что касается их значимости — тут речь идет скорее об использовании потенциала экспертов. Рекомендации этих советов будут носить совещательный характер. Они будут выполнять сигнальную роль, чтобы люди, принимающие решения, были в курсе каких-то рисков и возможных путей решения проблем", — отметила Ольга Беленькая, старший аналитик ИК "Совлинк".