Фактор страха

Отношение к страху в управлении персоналом неоднозначно. Многие признают его эффективность как мотиватора, но с оговоркой: делать это надо с умом. Проблема же руководителей немалого числа российских компаний в том, что они используют страх именно так, как лучше этого не делать.

Самый сильный страх работников — увольнение и, как следствие, потеря стабильного заработка и социального статуса. Неудивительно, что во многих компаниях именно вокруг него и строится вся система мотивации. Логика работодателя простая: если у сотрудников постоянно поддерживать страх лишения, они будут работать эффективнее.
По мнению Алексея Сергеева, генерального директора компании "Мастер–класс", так называемых работников–исполнителей, неамбициозных, работающих исключительно ради денег, великое множество. "Их практически невозможно мотивировать, да это в отношении таких людей и не нужно. Для них очень хорошо работает система материальной мотивации и страх", — уточняет он, добавляя, что в разных компаниях в зависимости от вида бизнеса количество таких работников варьируется от 50 до 70%.

Страшный позитив

Отчасти это действительно так, соглашаются эксперты.
"Страх потерять то, что у них есть сегодня (мотивация избегания), помогает людям достигать неплохих результатов в работе", — говорит Юлия Карпова, директор по внешним связям компании Exiclub. Причем, по ее словам, если раньше подобный страх появлялся у людей в среднем начиная с 45 лет, то сейчас уже с 30. К этому моменту многие имеют то, о чем мечтали, прежде всего в материальном плане и карьере. И им есть что терять.
Полезно для эффективной работы и понимание работниками, что будет, если они не выполнят свои обязанности. "Сообщать работникам, что будет, если они выполнят конкретную задачу, и если не выполнят ее, — значит формировать мотив достижения через опасения и страх несоответствия, — уточняет Юлия Карпова. — К сожалению, пока в большинстве компаний мотивация достижения применяется меньше, чем мотивация избегания".

Фобии работодателей

Именно преобладание метода кнута эксперты и считают тем краеугольным камнем, о который спотыкаются работодатели, начиная использовать страх в отношении персонала.
В итоге появляются такие примеры, как в рассказе Алексея Сергеева: "Если работник совершил ошибку, некоторые руководители просят написать заявление об увольнении с открытой датой и кладут его себе в стол. Так что человека могут уволить в любой момент и без выходного пособия". В некоторых организациях вводятся многочисленные и разнообразные штрафы, несмотря на то что это нарушение Трудового кодекса (см. "ДП" № 115 / 2013), — за опоздания, за невыполнение плана или непредоставление отчетов в срок, за перекуры и разговоры на личные темы по телефону.
В одной из сетей гипермаркетов, расположенных в Ленобласти, начальство ввело систему штрафов: 1 минута опоздания на смену или с обеденного перерыва оценивалась в 3 тыс. рублей при зарплате 17 тыс. рублей в месяц. И, хотя часть работников после введения подобной системы распрощались с компанией по собственному желанию, большинство продолжили работать, поскольку работу в области, как замечает рассказавшая эту историю бывшая сотрудница компании, найти непросто, "а у всех семьи и обязательства".
В других компаниях задерживается зарплата, опять же несмотря на явное нарушение закона. В этом случае работники попросту опасаются уволиться сами, чтобы не потерять то, что компания им задолжала. В суды, как не раз замечали юристы, работники обращаются редко: опять же есть страх лишиться работы.
Бывают и совсем странные отношения. Так, в одной петербургской компании руководитель подразделения, зная, что его сотрудница, хороший специалист, иногда подворовывает, использует этот факт и ее боязнь потерять работу… на благо компании, как это ни парадоксально звучит. С одной стороны, его не пугают объемы ее воровства, с другой — время от времени это позволяет ему в разговорах с ней угрозами и грубостью добиваться от нее быстрого достижения поставленных целей, что в результате положительно отражается на бизнесе компании.

Корни страха

Эксперты называют несколько причин, почему в немалом числе компаний для управления людьми используют страх в его крайних формах.
Одни отмечают советское прошлое с его приоритетным методом кнута, когда человек был лишь винтиком в системе, который всегда можно заменить на другой.
Другие подчеркивают, что страх — самый малозатратный способ мотивации, в отличие, например, от создания атмосферы сотрудничества. Третьи считают, что в таком подходе кроются страхи самих руководителей (см. "ДП" № 116 – 117 / 2012).
"Страхам руководителей можно только посочувствовать, — замечают эксперты. — От боязни вышестоящего начальства до ужаса перед официальными инстанциями, от опасения потерять авторитет среди работников — до страха лишиться бизнеса". Возможно, их бизнес держится и развивается именно благодаря страху потери, а сотрудники, в свою очередь, получают пресловутое материальное благополучие с довеском в виде страха.
Но главная проблема, по мнению некоторых, в том, что у многих руководителей нет понимания, что такое управление. Иными словами, нет понимания, в какой ситуации как управлять людьми. В итоге все превращается в попытку беспомощных людей принимать решения через силу воли, используя власть.

Полюбовно лучше

Использование страха в мотивации непродуктивно, уверена генеральный директор кадрового агентства "1000 кадров" Мария Маргулис. Он порождает в работниках услужливость, взаимоуничижение, зависть — все те качества, которые тормозят развитие компании. Страх проявляется в нежелании работников брать на себя ответственность за что–либо, отсутствии доверия между работниками и руководством и т. д.
"Если страх и имеет положительный для бизнеса эффект, то весьма краткосрочный", — убеждена Мария Маргулис.