"Деловой Петербург". Верфь сменила кредитора

Автор фото: Яндолин Роман
Выборгский судостроительный завод.

Выборгский судостроительный завод нашел 1,4 млрд рублей на погашение задолженности перед Газпромбанком. Рефинансирование долга позволит верфи избежать банкротства.

Выборгский судостроительный завод (ВСЗ), вошедший год назад в состав государственной "Объединенной судостроительной корпорации" (ОСК), досрочно вернул Газпромбанку 1,4 млрд рублей, что позволит заводу избежать финансового краха. В начале 2013 года генеральный директор ВСЗ Александр Соловьев рассказывал "ДП", что не сможет выплатить Газпромбанку всю сумму долга до 2015 года, даже несмотря на то что завод полностью загружен заказами после вхождения в ОСК.

На грани

ВСЗ занял у Газпромбанка деньги в сентябре 2011 года на строительство двух буровых платформ за 60 млрд рублей для "дочки" "Газпрома" — компании "Газфлот". Предполагалось, что он закажет еще четыре платформы, но новых заказов не последовало. Кроме того, "Газфлот" остался должен ВСЗ 1,2 млрд рублей. Оставшись без каких–либо заказов, завод перестал вовремя погашать долг. Газпромбанк обратился в суд с иском о взыскании долга. Заводу грозило банкротство.
В мае 2012 года ОСК выкупила контрольный пакет акций ВСЗ за 1,8 млрд рублей у лиц, аффилированных с банком "Россия". Затем банк и верфь заключили мировое соглашение, согласно которому предприятие должно было ежеквартально до марта 2015 года выплачивать в счет погашения долга 177 млн рублей. Первый платеж должен был пройти до 30 июня этого года. "Это неподъемная для нас сумма, — говорит Александр Соловьев. — Поэтому мы активно искали кредитную организацию, которая рефинансирует нам долг на более длительный срок".
Газпромбанк отказался увеличивать срок кредита, так как ВСЗ уже попал в список недобросовестных заемщиков, и если бы банк согласился рефинансировать сомнительную задолженность, то ему пришлось бы создавать по этой ссуде резерв в размере 100% выданной суммы, что банку совершенно невыгодно.
Верфи удалось избежать тяжелого финансового бремени, вступив в партнерство с ВТБ. Банк открыл заводу кредитную линию на 6,2 млрд рублей до 2023 года. Процентная ставка, по данным ВСЗ, составила около 10% годовых. "Мы перевели в этот госбанк все денежные потоки, — поясняет Александр Соловьев. — Наш оборот в этом году составит 6 млрд рублей".
К 2014 году завод планирует нарастить оборот до 14 млрд рублей.

Перспективный заказ

Горизонт портфеля заказов верфи на текущий момент не простирается далее 2016 года.
После вхождения в состав ОСК завод сразу же получил от госкорпорации заказ на строительство трех дизельных ледоколов для ФГУП "Росморпорт" общей стоимостью около 12 млрд рублей. Они обеспечат загрузку основному корпусному производству предприятия до февраля 2014 года, в 2015 году ледоколы должны быть сданы.
Кроме того, в конце года ВСЗ планирует заключить еще два контракта на 7,5 млрд рублей. Один заказ — на изготовление блоков для строительства завода по сжижению газа в рамках проекта "Ямал–СПГ", реализуемого ОАО "Новатэк". Второй потенциальный контракт также касается проекта "Ямал–СПГ", а точнее, ключевого элемента транспортной инфраструктуры этого проекта — порта Сабетта на восточном берегу полуострова Ямал в Обской губе Карского моря. Для этой гавани ВСЗ планирует строить часть портового флота — ледокол и тяжелый буксир.