"Деловой Петербург". Фактор хостельного роста

Автор фото: Грин Евгений

Бахтияр Кадиров (20 лет) начал развивать свое дело, еще будучи школьником. Сейчас у него растущий бизнес в сфере недвижимости и гостеприимства — сеть хостелов и квартир, которые сдаются посуточно. Оборот его компании за 2012 год составил 8 млн рублей, в этом году, по прогнозам, оборот может составить уже 30 млн рублей.

Бахтияр шутит, что бизнесом начал заниматься еще в садике — сдавал "в аренду" тетрис за конфеты. В 10–м классе он стал отвечать за бронирование квартир, которые сдавала знакомая его родителей. Этот опыт и база контактов пригодились юноше, когда он создал подобный проект сам. "На уроках я сидел с телефоном на задней парте и отвечал: да, здравствуйте, можно, запишу вас", — вспоминает молодой человек. В 2009 году он начал создавать группу компаний Bakst, а в 2011–м к нему присоединился Роман Бояркин (30 лет), который стал соучредителем компаний. Сейчас совместный бизнес молодых людей составляет несколько юрлиц в сфере недвижимости и гостеприимства.

Квартирный вопрос

В доверительном управлении и субаренде у компании находится 10 квартир (сеть Bakst Travel), они сдаются посуточно. Чтобы заключить договор с хозяином первой квартиры для будущей сети, Бахтияр потратил 45 тыс. рублей — деньги пришлось занимать у знакомых. В среднем инвестиции в одну квартиру составляют 85 тыс. рублей — сюда входят деньги собственнику за квартиру на первый и последний месяцы, процент агентству, подбирающему квартиры, покупка постельного белья, посуды и прочее. Первое время убирать квартиру, искать клиентов и заселять новых людей приходилось самому, потом удалось нанять горничных, создать систему бронирования. Набрав достаточное количество квартир под сдачу, Бахтияр задумался о другом сегменте рынка гостиничных услуг — хостелах.
Первый хостел Bakst Hostel открылся в Петербурге в мае 2012 года. Вложения в аренду и ремонт помещения площадью 120 м2 обошлись в 1,2 млн рублей — это были деньги, взятые в кредит соучредителем Романом Бояркиным. Мебель покупали на Avito и других подобных сайтах. "Амортизация в хостелах очень большая. Зачем покупать новый холодильник, если за 2 дня им пользуются 50 человек?" — объясняет Бахтияр. В ноль удалось выйти уже за 2 месяца — с помощью демпинга в горячий, летний сезон. "Я понимал, что с одним хостелом мне на рынке не выжить. Туристическим компаниям интереснее работать с сетью", — рассказывает молодой человек.

Новые горизонты

В итоге весной 2013 года, заняв деньги и продав долю в первом хостеле, Бахтияр и Роман открыли в городе еще один хостел под брендом Bakst. Ремонт практически не понадобился — был перекуплен уже действующий хостел площадью 500 м2, сумму сделки молодые люди не раскрывают. Третий хостел Bakst Hostel открылся по франшизе. "К нам обратились ребята, которые хотели открыть хостел под нашим именем, цена франшизы была символическая — 100 тыс. рублей", — уточняет юноша. Услуги аутсорсинга ГК Bakst взяла на себя. Весной 2013 года открылся первый мини–отель Bakst Hotel на пять номеров. Инвестиции в него составили 1 млн рублей. Через месяц доля в нем была продана, а молодые люди приобрели еще один мини–отель. "Нам нужно было войти в этот сегмент, на него был спрос", — объясняет Бахтияр и рассказывает, что цель ГК Bakst — быть управляющей компанией. За 2013 год Бахтияр Кадиров и Роман Бояркин планируют открыть еще несколько хостелов, чтобы в их распоряжении было 500 койко–мест (сейчас — около 200). Это, по мнению предпринимателей, позволит им коренным образом изменить существующий сейчас в городе рынок посуточной сдачи жилья.
Сейчас в Петербурге работают более 200 хостелов. Рынок развивается стремительно, конкуренция большая, крупных игроков около 10, в том числе сеть хостелов "Друзья", хостел Life, сеть "Нарния".
"Рынок хостелов в Петербурге начал развиваться 7 лет назад", — рассказывает Галина Кравец, владелица хостела "Толстой". По ее словам, конкуренции на рынке 4 года назад почти не было — рентабельность хостела составляла 90%, сезонность бизнеса почти не ощущалась. "Сейчас рынок развивается. На каждый хостел есть свой потребитель: кто–то предпочитает семейные, кто–то — молодежные, кому–то нужны арт–хостелы. Каждый хостел старается завоевать собственного клиента и выделиться на рынке, таким образом повышается сервис услуг", — резюмирует Галина Кравец.