"Владимир Путин в стране чудес", или бюджетное послание президента

Автор фото: итар-тасс

Владимир Путин представил долгожданное бюджетное послание. Обозначенные в нем достижения власти туманны, зато просчеты — вполне реальны. Но президент, как всегда, обещает, что уж в будущем-то все исправится, и вот тогда — заживем.

В четверг Владимир Путин представил бюджетное послание, в котором рассказывалось о бюджетной политике в 2014-2016 годах. Часть его была посвящена последним достижениям власти, часть — ее ошибкам, а львиная доля текста повествовала о планах на будущее. И было видно, что президента грядущая рецессия и ухудшение всех и всяческих макроэкономических прогнозов не обескуражили, он не отчаялся и продолжает верить в светлое будущее.
В числе главных и чаще всего возникающих в тексте послания достижений власти — "последовательное выполнение социальных обязательств и обеспечение макроэкономической стабильности". Если под стабильностью президент имеет в виду стагнацию, то это "достижение" сложно не записать на счет действующего правительства. Оценки и самих чиновников, и международных экспертов касательно роста российской экономики продолжают пересматриваться в сторону ухудшения.
К достижениям властей за последние пару лет Владимир Путин также относит: бюджет, сформированный согласно законам об использовании нефтегазовых доходов, проведение (не завершение, нет!) работы по созданию системы управлениями рисками в экономике, внесение законопроектов по формированию бюджетов и начало работы по "опрозрачиванию" деятельности госучреждений. Кроме того, часть монополий лишилась своих льгот, в рейтинге Всемирного банка Россия поднялась с 105-ого на 64-ое место по удобству уплаты налогов, а по открытости бюджета страна вошла в топовую десятку Международного бюджетного партнерства.
Как нетрудно заметить, большинство из этих достижений — лишь стартовавшие проекты, эффективность которых еще трудно оценить, или достаточно "постные" для россиянина вопросы прозрачной работы госструктур. Прозрачность, как известно, замерить в каких-то реальных цифрах очень сложно. Фактически пока ничем весомым власти похвастаться не удается, ни один из ключевых майских указов Владимира Путина, о которых он так любит напоминать, не выполнен до конца. Это заметили и депутаты.
"Майские указы президента несовместимы с проводимой бюджетной политикой. Президент ставит перед правительством взаимопротиворечивые цели. С одной стороны, правительство проводит политику так называемой макроэкономической стабилизации и продолжает вкладывать нефтегазовые доходы в экономику чужих стран. А с другой стороны, правительство должно исполнять майские указы о повышении зарплат бюджетникам, инновационном сдвиге, создании новых рабочих мест и финансировании инфраструктурных проектов", — отмечает Оксана Дмитриева, депутат Госдумы.
"В то же время, планирование мер социально-экономического развития и бюджетное планирование по-прежнему остаются недостаточно скоординированными. Не удалось в полной мере обеспечить приоритезацию структуры расходов бюджетной системы и увеличить долю средств, направленных на развитие человеческого капитала и инфраструктуры", — с таких слов Владимир Путин начал обширный пассаж о том, что сделать не смогли.
По словам президента, в стране так и не научились грамотно оценивать эффективность бюджетной системы. Не удалось перейти на долгосрочное бюджетное планирование. Пенсионная реформа по-прежнему кукует без главного — параметров пенсионной формулы. Многие госпрограммы рассчитаны на деньги, возникновение которых может быть связано только с мистическими или алхимическими процедурами, то есть рациональных источников их возникновения не предвидится.
Качество госуслуг по-прежнему оставляет желать лучшего. Росфинагентству, которое должно было управлять средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, нужно искать альтернативу. Местным и региональным бюджетам год от года все тяжелее: почти в каждом третьем субъекте долгов уже больше, чем доходов. В общем, тлен, безысходность.
"Доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета выросла с 30,2 процента в 2004 году до 46,1 процента в 2013 году, а его ненефтегазовый дефицит увеличился с 1,8 до 9,7 процента ВВП. Если в предкризисном 2007 году при цене на нефть 69,3 доллара за баррель федеральный бюджет был исполнен с профицитом 5,4 процента ВВП, то в 2012 году при цене на нефть 110,5 доллара за баррель — с дефицитом 0,06 процента ВВП", — добивает грустной статистикой президент.
Но сам он не унывает. Следующие две трети послания рассказывают о том, как Владимир Путин и его верное правительство будут добиваться улучшения всех этих "не потерявших актуальности задач". Конкретных методик в тексте послания мало — все больше вдохновляющих фраз вроде "Необходимо повысить уровень прозрачности пенсионной системы" и "процедура отбора финансируемых проектов должна быть прозрачной, а проекты оцениваться по объективным критериям".
И вроде бы все поручения президента, озвученные в этом послании — здравые и правильные, и говорит он все верно, но вот только возникает ощущение дежавю. И вместе с ним — множество вопросов. Что конкретно удалось властями за год, прошедший с инаугурации? Почему президент требует от чиновников в общем-то одного и того же уже на протяжении 14 лет (включая его премьерство) и не добивается?
Понятно, что Россия — это не "Моя ферма", и всякий горазд раздавать негативные характеристики. Но рост ВВП страны с 2007-2008 годов неуклонно сокращается, не считая лютого сокращения на 7,8% в 2009 году. И прогнозы на этот год остаются в среднем на уровне 2% при 3,6% прошлогоднего роста. А инфляция, напротив, ускоряется, игнорируя все целевые уровни ЦБ: в мае она достигла пикового значения в 7,4% в годовом выражении.
На таком фоне энтузиазм президента выглядит как-то неуместно. И не очень верится в достижимость всего того, о чем в свойственной ему бескомпромиссной и жесткой манере говорит Владимир Путин. Такие же ощущения, по-видимому, возникают и у экс-министра финансов Алексея Кудрина, который по этому поводу вопрошает в Twitter: "Бюджетное послание президента содержит много разумных мер и поручений. Будут ли они реализованы целиком и последовательно?"