Прореживать редьку не сладко

 

Ряды бухгалтеров в России поредеют втрое. Возможно. Во всяком случае такую идею "открытого правительства" поддержал недавно министр финансов, обсуждая основные направления налоговой политики на ближайшие 3 года.
Идея хорошая. Означает упрощение ведения бизнеса. В пример приводились США, где "при численности населения свыше 300 млн человек бухгалтеров и специалистов по налогам всего 1,25 млн, а в России их 3 млн при населении 143 млн". Или 5 млн, если по данным Российского союза промышленников и предпринимателей. То есть у нас в 5 – 8 раз больше людей, которые не приносят экономической выгоды и не создают стоимости. Нахлебников, иначе говоря. И, думаю, при нынешних ценах на нефть да уровне конкуренции их меньше не станет. Увы, об эффективности бизнеса владельцы да управляющие долго еще париться не будут. Лет десять, поди. Им что припарки консультантов, что прививки правительства — все равно. А могли бы и подумать. Например, как вам такой тезис: "Бухгалтеры, которые сейчас в основном оформляют отчетность, должны заняться производительным трудом". Да у нас продавцы–то производительным трудом не занимаются, возразит иной читатель. Согласен. Порой зайдешь в контору и с первого взгляда не отличишь продавца от бухгалтера. Копнешь глубже аудитом — да и пользы от них не больше. Хрен редьки не слаще, как говорится. Наши продавцы готовы делать что угодно, лишь бы не продавать. Они даже при найме на работу трусят: "А что, нужно самому искать клиентов? У вас нет своей базы?" Выписать счет, отвезти взятку клиенту — это нашим продавцам по душе. Самому найти нового покупателя? Поднять чугунную попу? О, нет, только не это!
Кстати, про ключевые показатели эффективности. Один из них — простой и важный. Отношение количества работников, так сказать, в тылу (юристы, бухгалтеры) к такому же на фронте бизнеса (продавцы). Если на одного продавца уже больше двух нахлебников — пиши пропало, бизнес захлебывается в бюрократии и гнется под ношей лишних расходов. Отношение 2:1 у наших капиталистических соседей считается еще приемлемым, а вот 2,5:1 — уже высоким. Даже в банках и страховых компаниях, которые не самые подвижные и безбумажные. Запомните этот показатель и проверьте, как у вас. Сравните количество тех, кто "в полях", и "продавцов–оформителей". Посчитали? Сделайте выводы.
И вот, кстати, пример из жизни. Пока я как консультант занимаюсь формализацией и автоматизацией труда продавцов у одного моего заказчика, где–то в недрах его конторы пылится мой договор. На его формальное согласование уйдет 2 – 3 недели. В списке визирующих, вы не поверите, два юриста, четыре бухгалтера и два финансиста. 8:1. Я уже привык. А вы?