"Деловой Петербург". Светлое прошлое

День России — под разными названиями — празднуется 20 лет, и каждый раз накануне этого праздника россияне предаются не воспоминаниям о будущем, а фантазиям о прошлом. А именно — о Советском Союзе, который постепенно обретает образ волшебного царства изобилия, где пивные реки текли в колбасных берегах.

Ладно бы, если о тех временах вспоминали и сокрушались большие люди союзного значения, но как воспринимать печали тех, кто воистину был никем, а стал всем? Это как если бы году в 1939–м сталинское политбюро поделилось с гражданами своей тоской о временах царя Николая. Или Семен Буденный рассказал, как хотелось бы ему вновь служить вахмистром в царской армии, а не маршалом в Красной, а Клим Ворошилов поведал бы, что слесарем в Луганске ему жилось лучше, чем наркомом обороны в Москве. А сейчас что–то подобное мы слышим (или читаем) постоянно.
Олигарх рассказывает, что в свою бытность младшим офицером ему жилось лучше, чем сейчас (так сдавай активы!), генерал говорит, что "та армия" была лучше нынешней (тогда в этой армии ты что делаешь?). А, послушав политиков и чиновников, славящих СССР, инопланетянин не поймет — почему эти люди до сих пор не маршируют на строительство нового Беломорканала?
Действительно ли мы живем сейчас хуже, чем в 1990 году? Во всяком случае, в то время улицы не были забиты колоннами машин. По данным ЦСУ РСФСР, в 1985 году на 100 семей приходилось 15 автомобилей (сейчас — 50).
Статистика говорит, что на российские среднедушевые 22 880 рублей можно купить, к примеру, на две трети больше говядины, чем на 142 среднедушевых рубля 1985 года. При этом "условный гражданин" ест меньше хлеба и картошки, но больше мяса. Чего уж считать телевизоры, холодильники и загранпоездки. Квартирный вопрос конечно же в России не решен, но так его и СССР не смог решить, каждый генеральный секретарь клялся расселить граждан по отдельным квартирам — и ничего не вышло.
Понятно, что среднего гражданина в реальности не существует, а живой, настоящий гражданин страдает, к примеру, от чужого богатства. Действительно, в 1991 году соотношение средних доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных составляло 4,5, в 1992 году поднялось до 8, а сейчас находится на уровне 16,4. Как считает московский Независимый институт социальной политики (НИСП), только у 60% населения реальные денежные доходы превзошли уровень 1990 года. При этом у 20% самых богатых они сейчас выше в 2 раза. У 20% самых бедных они составляют лишь половину того, что было в советское время.
Возможно, это и есть те 22% россиян, которые, по данным "Левада–центра", хотят видеть современную Россию социалистическим государством вроде СССР. Но поют старые песни о главном не только самые бедные. Половина россиян твердит, что лучшая экономическая система должна быть та, что основана на государственном планировании и распределении. Рыночную экономику и частную собственность выбирают 29%.
Может быть, все дело в дружбе народов, тоске по многонациональной советской семье и все такое? Ну да, дружба народов такая, что, по данным исследования петербургского Института современного государственного развития (ИСОГОР), россияне совсем не желают приезда своих бывших соотечественников из "национальных советских республик", делая исключение для "официально зарегистрированных" и "знающих русский язык".
Но советский миф живет. Рассказы о лучшем и бесплатном образовании и здравоохранении, раздаче квартир и снижении цен повторяют и пересказывают не старики, а люди, дня не прожившие в советских реалиях. И это на самом деле тревожно, потому что болезненная концентрация на прошлом свидетельствует об отсутствии позитивной картины будущего. И, похоже, такого представления о будущем нет и у власти. Символы, риторика, отечества отцы, которых следует принять за образцы, — все оттуда, из прошлого. Из советского, разумеется, а не времен царя Ивана.
И в заключение — позднесоветская байка. На съезде народных депутатов председатель говорит: "Кто за социализм, садитесь налево, за капитализм — направо". — "А если мы хотим работать при социализме, а жить при капитализме?" — "Товарищи, в президиуме мест не хватит!" Имейте в виду.