"Деловой Петербург". Крепче за баранку держись, шофер

Автор фото: Свистунова Валентина
Российская Федерация. Санкт-Петербург. ЗСД.

Глуб Сташков - о том, каким машинам на дорогах гудят чаще всего, и как правостороннее движение может снизить количество ДТП.

Представим себе ситуацию. Стоит на перекрестке машина. На светофоре уже зеленый, а она не едет. Стоящие сзади машины начинают гудеть. А замечали ли вы, каким машинам гудят чаще? Американец Том Вандербильт замечал. И изучал все, что связано с поведением на дорогах. Поэтому и написал книгу "Трафик. Психология поведения на дорогах".
Оказывается, престижной машине сигналят реже и меньше, чем дешевой или старой. Женщинам сигналят активнее, чем мужчинам. Причем женщины тоже активно сигналят женщинам. А если на машине висит знак, что за рулем новичок, так клаксонить будут постоянно.
На самом деле исследование Вандербильта вполне серьезно. Достаточно сказать, что почти треть книги занимают примечания и ссылки на разного рода научные исследования. Я даже не предполагал, что в Америке проводилось такое количество исследований по дорожному движению. И далеко не всегда их выводы предсказуемы. Например, канадские ученые выяснили, что введение дополнительных полос снижает пропускную способность дороги. Чем шире дорога, тем больше заторов будет на перекрестках.
Ну, это вопрос к дорожным строителям и проектировщикам. Для обычных водителей можно привести такие данные: 90% аварий происходят не из–за технических неполадок, а исключительно из–за человеческого фактора. Более того, чаще всего мы попадаем в аварии в тех местах, по которым ездим изо дня в день. Понижается внимание, повышается желание поболтать по мобильнику или попереключать радио. Психологи доказали, что за рулем нельзя ни слишком напрягаться, ни слишком расслабляться. По–научному это называется законом Йеркса–Додсона.
В 1967 г. Швеция перешла на правостороннее движение. Все прогнозировали, что количество аварий неимоверно возрастет. И что же? В первый же день количество аварий заметно снизилось. Шведы начали ездить аккуратно. И ездили аккуратно целый год. А потом привыкли, и статистика дорожных происшествий вернулась к прежним показателям.
Меня поначалу несколько смущало, что примеры, приводимые в книге, в основном касались Америки. Но потом я успокоился. В Копенгагене, пишет автор, никто не переходит улицу на красный свет, а в Нью–Йорке все переходят. Разная, мол, культура поведения на дорогах. Но мы–то знаем, что наша культура в данном случае — это Нью–Йорк, а не какой–то там Копенгаген. Так что книга Вандербильта как раз для нас. Удачи, короче говоря, на дорогах.