"Деловой Петербург". Глава комитета по энергетике Андрей Бондарчук: "Задача — консолидировать всех"

Автор фото: Грин Евгений

Андрей Бондарчук возглавил комитет по энергетике в разгар отопительного сезона и расследования "трубного дел"а. Спустя несколько месяцев он рассказал dp.ru, что изменилось в работе комитета и как обстоят дела с миллиардными проектами.

Какой объем инвестиций планируется в энергетику и инженерную инфраструктуру Петербурга в 2013 году?
— В этом году предприятиям инженерно–энергетического комплекса предстоит выполнить значительный объем работ. Общие инвестиции в энергетику и инженерную инфраструктуру в 2013 году составят 82 млрд рублей.
Под энергетикой и инженерной инфраструктурой мы понимаем электро– и теплоснабжение, а также водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, инженерную подготовку территорий и наружное освещение. Инвестиции в теплоснабжение составят чуть меньше 24 млрд рублей, в электроснабжение — 28,6 млрд.
Общая сумма чуть больше, чем в предыдущие годы (в 2012 году — 80 млрд рублей). Основной источник финансирования — собственные и привлеченные средства частных организаций. Это примерно 70% от общего объема. Кроме того, произошло небольшое перераспределение между отраслями.
В области тепло–, водоснабжения и водоотведения существует достаточно значимое бюджетное финансирование, которое составляет 30 – 40%. По электроснабжению цифры, которые я назвал, включают в себя средства ФСК ЕЭС, "Ленэнерго" и СПб ЭС. То есть это совокупное финансирование с учетом федерального.
По другим отраслям — собственные средства организаций и бюджета Петербурга. Только в отрасли водоснабжения–водоотведения есть еще софинансирование из федерального бюджета на 1,1 млрд рублей.
Какие крупнейшие объекты финансируются в этом году?
— В 2013 году продолжатся работы по реконструкции Первомайской ТЭЦ, принадлежащей ТГК–1, реконструкция систем теплоснабжения, а именно программы "Петербургтеплоэнерго" в Центральном, Адмиралтейском и Петродворцовом районах. Кроме того, рассматриваются и новые районы, вопрос находится в стадии обсуждения. Сейчас разрабатываются ТЭО по Пушкинскому, Колпинскому районам и Кронштадту.
Кронштадт — наиболее подготовленный для данного проекта район. В Пушкине и Колпино необходимо решить ряд вопросов имущественного характера, прежде чем выставить объекты на конкурс на заключение права договоров аренды. Здесь наверняка конкурс перейдет на следующий год. Эти вопросы связаны с прекращением права собственности на объекты, которые будут реконструированы в рамках программы. Ими занимаются КУГИ и комитет по энергетике. Дело в том, что там имеется технологически связанное оборудование, принадлежащее разным собственникам.
Кроме того, на этот год у нас запланирована большая программа по ремонту тепловых сетей на сумму 3,8 млрд рублей.
Основным знаковым событием в 2013 году будет завершение строительства главного канализационного коллектора, объект строится с 1987 года. Реконструкция коллектора позволит довести очистку сточных вод до 98,4%.
На реконструкцию главной водопроводной станции со строительством новых блоков и насосного отделения первого подъема выделено около 410 млн рублей. И на реконструкцию канализационно–водопроводных сетей запланировано более 1 млрд рублей.
В теплоснабжении необходимо отметить проект по реконструкции котельной "Гражданская", цена этого проекта — более 3 млрд рублей. Работы выполняют разные организации, они выбираются по конкурсу.
Продолжится строительство Юго–Западной ТЭЦ, второй очереди, — уже проведены конкурсные процедуры и начинается выполнение строительно–монтажных работ. Объем финансирования этих работ — 12,7 млрд рублей.
Каких результатов удалось достичь за счет ранее сделанных инвестиций?
— В последнее время проведено инженерное обеспечение таких территорий, как аэропорт Пулково, территории производственной зоны Восточная Пушкинская, а также промышленных площадок Обухово, Рыбацкое, Ржевская и так далее — всего 22 зоны по периметру города. Это не считая намывов.
Кроме развития новых территорий среди задач, которые существуют в сфере энергетики и инженерного обеспечения, есть повышение надежности энергоснабжения потребителей и расширение возможностей по присоединению потребителей к существующим инженерным сетям. И мы этим задачам также уделяем большое внимание.
Есть вероятность, что конкурсы по реконструкции систем теплоснабжения южных районов Петербурга состоятся в этом году?
— Мы должны разработать и подготовить конкурсную документацию, может быть, и объявим конкурс в этом году.
По финансовым параметрам пока есть только укрупненные расчеты, я бы хотел видеть технико–экономическое обоснование, чтобы более точно называть цифры.
В Пушкинском районе ведется колоссальное строительство, что, возможно, потребует пересмотра планов.
Сейчас мы разрабатываем схему теплоснабжения Петербурга в целом. Такая схема существует, но после вступления в силу федерального закона № 190 к ней появились новые требования. В частности, нужно создать единую цифровую модель теплосетей. При этом надо учесть, что у нас достаточно большое количество теплоснабжающих организаций, начиная с крупных, таких как ГУП "ТЭК", ТГК–1 и "Петербургтеплоэнерго", до небольших, на базе ведомственных котельных. У многих из них есть собственные планы развития, и наша задача — консолидировать всех участников рынка, привлечь их к разработке схемы теплоснабжения, чтобы эта схема учитывала интересы всех участников рынка теплоснабжения.
Планирует ли город в обозримом будущем приватизировать ГУП "ТЭК"?
— Когда мне впервые был задан этот вопрос, я его не совсем понял. Приватизация в данной ситуации имеет множество вариантов с точки зрения разделения видов бизнеса. ГУП "ТЭК" занимается как производством тепловой энергии, так и транспортировкой и сбытом. Рассматриваются схемы выделения сетевого бизнеса, схемы взаимодействия с существующим предприятием "Теплосеть Санкт–Петербурга", отделением генерации.
Это все уже сформированные предложения. С нашей стороны они должны быть просчитаны, должна быть сделана оценка тарифных последствий данной реорганизации. Если по–простому: как минимум на двух предприятиях будет два директора. Важно, чтобы эффект от реорганизации был не сиюминутный, а, к примеру, она давала бы возможность более эффективной реализации инвестиционной программы, привлечения дополнительных средств.
Приватизация не во всех случаях необходима, ведь форма государственного унитарного предприятия имеет свои плюсы с точки зрения оперативности взаимодействия предприятия с госорганами, управления. В Москве, к примеру, ГУПовв хозяйственной сфере даже больше, чем у нас.
Мы уже видим сложности: например, действующее законодательство не позволяет переходить на долгосрочные тарифы, так как ГУП "ТЭК" не является собственником имущества. Я делаю акцент на решении существующих проблем по надежности теплоснабжения.
То есть приватизация ГУП "ТЭК" не относится к числу срочных задач?
— Несмотря на то что данные поручения даются комитету по управлению городским имуществом, мы все–таки будем высказывать свое мнение, чтобы приватизация не отразилась негативно на работе системы теплоснабжения. Я считаю, что нормальным было бы вынести эти вопросы на обсуждение ближе к осени.
Любая реорганизация требует какого–то времени на притирку, а тем более когда меняется собственник. Получить стопроцентную картину существующего положения дел —непростая задача, требующая времени. Это нужно, чтобы новый собственник мог оценить необходимый объем инвестиций или времени на осуществление работ по достижению результата — снижению аварийности например.
Большое напряжение в предпринимательской среде вызывают новые правила подключения к электросетям. Дело доходит до взаимных обвинений предпринимателей и сетевой компании. Как комитет по энергетике участвует в урегулировании этого конфликта?
— Это довольно трудозатратный блок работы. Несмотря на внесение изменений в законодательство и существующие правовые акты, регулирующие деятельность субъектов по присоединению, не была своевременно проведена работа по информированию, не состоялось публичных обсуждений. В связи с этим возникают проблемы, которые не просто решать. Тем не менее все добросовестные потребители Петербурга подали документы на оформление договорных отношений с ресурсоснабжающими организациями.
В первую очередь комитет отслеживает вопросы, связанные с реализацией проектов по развитию территорий, когда речь идет о крупном многолетнем строительстве. Проводятся на постоянной основе совещания с участием инвесторов и представителей ресурсоснабжающих организаций, обсуждаются проблемы.
Второй блок вопросов связан с обращением предприятий по поводу невыдачи договоров или неисполнения обязательств со стороны энергетиков. Если видим, что ситуация требует вмешательства, проводим совещания, решаем вопросы в ручном режиме.
Объем неисполненных обязательств "Ленэнерго" — 16 млрд рублей, при этом объем поступающих заявок на присоединение не иссякает. Это вызывает недовольство бизнеса и иногда требует вмешательства комитета. В ряде случаев возникновение конфликтов связано с несовершенством федерального законодательства. Когда поступают запросы от Министерства энергетики, мы направляем свои предложения, свое видение исправлений ситуации. Этих исправлений не так много, и они направлены как на дисциплинирование электросетевых организаций, так и самих потребителей.
Каких конкретных результатов удалось добиться в исправлении ситуации с присоединением к электросетям?
— Еще прошлым летом была проведена оптимизация схемы присоединения объектов обеспечения безопасности дорожного движения. Это небольшие объекты (они относятся к категории до 15 кВт), которые требуется подключать в максимально короткие сроки. По этим объектам был разработан и утвержден регламент присоединения, сроки были сокращены по сравнению с нормативными.
Были приняты типовые решения, чтобы каждый светофор не рассматривался как абсолютно новый объект присоединения. Схема согласована со всеми сетевыми организациями, сбытовыми компаниями, и она работает.
Сейчас уже мы, базируясь на этой схеме, подходим к реализации этой программы.
Потребитель по итогам присоединения к инженерным сетям не должен становиться экспертом в этом вопросе, а у нас так происходит. По сути, от него нужны только заявка и подпись. Все же остальное должна делать сетевая компания — по всей цепочке, по принципу одного окна.
Накануне вашего назначения на пост председателя комитета произошел скандал с участием прежних руководителей. Им были предъявлены обвинения в том, что они допустили злоупотребления при замене труб в теплосетях. Как вы перестраиваете работу комитета, чтобы подобных нарушений больше не случалось?
— Сфокусировано внимание на этой проблеме, была создана рабочая группа — комиссия по проверке качества применяемых материалов и оборудования при строительстве и реконструкции инфраструктурных объектов.
На самом деле комиссия была создана еще в апреле 2012 года, но, так как сейчас начался очередной сезон работ, я поручил этой группе продолжить работу. Туда входят представители комитета, управления заказчика, ресурсоснабжающих организаций. Они проверяют технологии проведения работ на объектах, документы по применяемой продукции, этот процесс будет непрерывен до завершения работ с предоставлением ежемесячной отчетности.
Кроме того, я решил сделать процесс более открытым, будем путем публичного обсуждения с участием уважаемых представителей научной среды, специалистов в данных отраслях принимать рекомендации по развитию технической политики.
Я регулярно получаю предложения компаний — производителей оборудования. Вижу то, что подходит нам по нашим климатическим условиям. Будет ли это оборудование соответствовать сегодняшнему, да и завтрашнему дню, отличаться высоким качеством?
Одно из обязательных условий дальнейшего возможного применения предлагаемого нам оборудования — использование при его разработке и производстве новейших технических и технологических решений, которые напрямую влияют на повышение энергоэффективности и энергосбережения.
 
 

Биография

Андрей Бондарчук

> Родился 10 апреля 1977 года. В 1999 году окончил Санкт–Петербургский государственный горный институт.
> С 2004 года — главный специалист, а затем начальник отдела в комитете по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга. С 2006 года — заместитель председателя комитета по тарифам и ценовой политике администрации Ленобласти, с июля 2012 года — председатель комитета по ТЭК Ленобласти.
> С 2013 года возглавляет комитет по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга.