14:2806 июня 201314:28
96просмотров
14:2806 июня 2013
Структуры "Газпрома" претендуют на долю рынка сбора квартплаты емкостью около 50 млрд рублей в год. Они не довольны тем, как нынешний монополист – ГУП "ВЦКП" – считает стоимость поставляемого потребителям тепла. В ГУПе к такой инициативе относятся скептически и напоминают, что многомиллионные затраты на создание и содержание нового расчетного центра лягут на потребителей.
Генеральный директор "
Газпром энергохолдинга" Денис Федоров сообщил, что компания намерена создать собственную биллинговую сеть для обслуживания потребителей в сфере ЖКХ. Речь идет о той части потребителей, которая не обслуживается в ГУП "Вычислительный центр коллективного пользования" (ВЦКП). Это около 30% потребителей.
"
ВЦКП — это черный ящик, мы вообще не понимаем, по каким нормативам он выставляет счета. Мы несколько раз обсуждали это с руководством города, там нужно наводить порядок, но ситуация только ухудшается", — заявил Денис Федоров. По его словам, долги потребителей перед "Газпром энергохолдингом" растут. На сегодняшний день объем просроченной задолженности (не включая текущую), которую компания взыскивает через суд с потребителей, приближается к 7 млрд рублей.
Денис Федоров сообщил, что обычно компания выигрывает суды. По их итогам она будет банкротить должников — среди них больше всего государственных учреждений и управляющих жилищных компаний. Однако проблема в том, что суммы счетов, которые ВЦКП выставляет потребителям, не соответствуют данным энергокомпании по отпущенной теплоэнергии. Значительная часть задолженности потребителей связана именно с этим.
"Мы обсуждали с городом вопрос о том, чтобы ввести на руководящую должность в ВЦКП кого-то из наших представителей, чтобы мы хотя бы понимали, что там происходит. Но пока этого сделать не удалось", — говорит Денис Федоров.
Он не подтвердил, но и не опроверг предположение о том, что в дальнейшем компания будет претендовать на биллинг и тех 70% потребителей, которые сейчас обслуживаются в ВЦКП.
Точных данных об объемах сборов денег за коммунальные услуги в Петербурге в открытых источниках оперативно отыскать не удалось. Если считать, что около 1,4 млн домохозяйств в городе ежемесячно получают счета не менее чем на 3 тыс. рублей, получается, что объем средств, собираемых управляющими компаниями с жителей, может составлять 50 млрд в год.
"Мы уже много раз слышали от ресурсоснабжающих организаций идеи о создании ими собственных расчетных центров, — рассказывает глава отдела развития ВЦКП Александр Локтионов. — Но надо понимать, что если все они создадут шесть или восемь таких центров, расходы на них будут оплачены горожанами". Сейчас расходы ВЦКП оплачиваются в основном горожанами — услуги центра включены в квартплату. По последним опубликованным данным финансовой отчетности выручка ВЦКП в 2011 году составила 1,2 млрд рублей, к статье "управленческие расходы" отнесено 170 млн рублей.
В Петербурге, тем не менее, уже есть примеры успешно работающих независимо от городских властей расчетных центров поставщиков услуг горожанам. Среди них и интернет-провайдеры, и телефонные операторы, и многие другие. Крупнейший из них — "Петербургская сбытовая компания", которая выступает агентом ОАО "Ленэнерго" и собирает плату за электроэнергию. Эта компания сама заключает договора с абонентами и выставляет им отдельные счета. Сейчас ПСК обслуживает более 2 млн бытовых потребителей и 33 тыс. юридических лиц. Вместе с тем, в ВЦКП указывают на ряд юридических сложностей работы ПСК.
"К примеру, по закону поставщик должен иметь договор с управляющей компанией, а не напрямую с потребителем, как это происходит сейчас, — говорит Александр Локтионов. — Другой вопрос — на каком юридическом основании сейчас энергетики пользуются внутридомовыми электросетями, за которые отвечают управляющие организации". К тому же ПСК не всегда корректно рассчитывает размер платы. "Так, два месяца подряд мне домой приходили от них нулевые счета, а в последний месяц они указали в счете какие-то гигантские цифры около 30 тыс. рублей", — сетует Александр Локтионов.
Впрочем, горожанам есть в чем упрекнуть и сам ВЦКП. Споры о порядке расчета квартплат и ошибках, которые там находятся, возникают в городе регулярно. И хотя далеко не всегда виноватым оказывается именно расчетный центр, к нему самому есть претензии как у ресурсоснабжающих организаций, так и у управляющих компаний.