Аммиак породил новую компанию

Вячеслав Трактовенко и его однокурсники Семен Савченко и Максим Кирпичев основали компанию по производству товарного бетона и намереваются занять 15% рынка в Петербурге и области за 5 лет.

В 2009 году на рынке товарного бетона наблюдался дефицит, и крупные строительные компании старались решать эту проблему каждая по–своему. Вячеслав Трактовенко, сын известного предпринимателя и владельца девелоперской компании "Балтрос" Давида Трактовенко, вместе с однокурсниками по Финэку (СПбГУЭФ) решил создать партнерскую структуру — производство товарного бетона для группы компаний, чтобы можно было контролировать качество продукта и обеспечивать потребности строительства.

Аммиачные пары

Как раз в том году город будоражили новости о запахе аммиака в новых, только что возведенных квартирах. Таким образом, качество бетона и возможность контролировать процессы как никогда волновали строителей. "Застройщик, как известно, — говорит Максим Кирпичев, исполнительный директор и соучредитель ООО "ТСК–Бетон", — стремится получить бетонную смесь по максимально низкой цене, это, в свою очередь, подталкивает производителей использовать более дешевые компоненты, что может привести к непредсказуемым последствиям". ГК "Балтрос" решила обезопасить себя от такого развития событий и предложила инвестировать в собственное производство.
В компании считают, что винить в проблеме аммиачного запаха только производителей бетона по крайней мере некорректно. Проблема имеет две составляющие. Во–первых неконтролируемое использование при изготовлении цемента химических элементов, которые вступают в реакцию с добавками, используемыми в бетоне, в результате и дает запах аммиака. Во–вторых, производители бетона озабочены тем, что не существует какого–либо отраслевого органа, способного отстаивать их интересы. Впрочем, сами производители все–таки объединились в ассоциацию "Бетон–Северо–Запад", собравшую около 30 региональных компаний.

Бизнес

Средний бетонный завод, как рассказывает Максим Кирпичев, стоит 20–40 млн рублей. За 3 года "ТСК–Бетон" удалось обеспечить спрос со стороны других компаний, не входящих в "Балтрос". Сегодня 40% производимого бетона потребляет сам "Балтрос" и 60% — другие строительные компании города и области. Это позволило молодой компании, по подсчетам ее учредителей, занять 5% рынка и стремиться в 2013 году получить 8– 9%, а в перспективе — 15%. "Да, сейчас часто приходится подключаться к оперативным вопросам, — рассказывает Вячеслав Трактовенко, отвечая на вопрос, приходится ли заниматься оперативным управлением компанией, — т. к. бизнес находится в активной фазе роста и мы сами задали для себя довольно интенсивный темп развития, определив стратегические цели".
Первый бетоносмесительный узел приобретался у существующего игрока рынка. Рецептура разрабатывалась совместно с ГК "Балтрос" с соблюдением ГОСТов. "Мы старались пройти всю цепочку поставщиков", — рассказывает Максим Кирпичев. С учетом нестабильности качества цемента и химических добавок компания работает на импортном сырье либо на цементе определенных российских производителей. Это позволяет отслеживать процессы, но не способствует снижению цены бетона, сетуют в компании. Производственные мощности производителей бетона в городе превышают потребности рынка в 4 раза. "Поэтому у "ТСК–Бетон" есть 5–летняя стратегия развития компании, основанная на вертикальной интеграция производств бетона, разработки месторождений, заводов по производству щебня и песка", — говорит Вячеслав Трактовенко. Сейчас в "ТСК–Бетон" работает 130 человек — а в 2010 году начинали 20.

Рынок

На рынке Петербурга и Ленинградской области, по данным компании "Решение", существуют более 70 производителей бетона. Лидеромявляется фирма "ЛСР — Базовые" (около 16%). У трех компаний — "Беатон", "ТСК–Бетон" и "Ленстройдеталь" — по 5 – 7% рынка. Еще 10 компаний имеют по 3–4% (в их числе "Метробетон").
Объем бетонного производства в 2012 году вырос на 20% и составил 5,9 млн м3. В этом году прирост не превысит 5%, говорит руководитель "Решения" Александр Батушанский.