Лизинг становится доступнее

Наиболее выгодные предложения по лизингу коммерческого транспорта предлагаются в рамках совместных программ лизинговых компаний и производителей.

В отличие от сегмента лизинга легковых автомобилей, рынок лизинга коммерческого транспорта пока еще мало насыщен предложениями провайдеров. Специальные акции и условия для клиентов от поставщиков носят скорее индивидуальный характер. "Таким образом, у компаний, специализирующихся на лизинге коммерческого транспорта, нет вектора на сервис, прежде всего конкурентная борьба здесь разворачивается в области ценового предложения", — говорит Николай Томарев, региональный директор по региону Север компании Carcade.

Цена входа

Одной из заметных актуальных тенденций в данном сегменте рынка можно назвать некоторое упрощение требований к лизингополучателям. В частности, с начала 2013 года наметилось снижение размера первоначального платежа. Так, если, средний аванс в 2012 году составлял 25–30% от стоимости предмета лизинга, то сейчас уже 15–20%.
Минимальный авансовый платеж может быть снижен в рамках фирменных программ поставщиков техники и лизинговых компаний. Так, в компании "Интерлизинг" с начала года действуют специальные условия приобретения грузовых автомобилей Volvo с минимальным авансом от 10% по совместной программе с "Вольво Восток". Кроме того, по коммерческому транспорту в "Интерлизинге" разработаны совместные программы с официальным дилером Mercedes–Benz Truck "ТЦ Восток" по предоставлению транспорта в операционный лизинг.
В мае 2013 года "Европлан" совместно с эксклюзивным производителем коммерческой техники BAW в России, "БАУ–РУС Мотор Корпорэйшн", разработал специальные условия приобретения легкого коммерческого автомобиля BAW Tonik в лизинг. Размер аванса в размере 10% предлагается при сроке лизинга в 1 год, при этом ежемесячный платеж составит 39950 рублей, удорожание — 6,83%, выкупной платеж — 3%. Кроме того, "Европлан" является оператором финансовых программ марок Foton, Fuso, Isuzu.
"Совместные предложения с поставщиками коммерческого автотранспорта — часть регулярной политики "Балтийского лизинга" во взаимодействии с партнерами.
Например, для клиентов нашей компании существует несколько программ на автомобили ГАЗ: минимальное удорожание — самый экономный вариант для клиента. Основные условия для самого минимального удорожания: срок договора — 12 месяцев, аванс — 15 или 30%", — рассказывает Евгений Колесов, руководитель отдела маркетинга ГК "Балтийский лизинг". По другой программе клиенту предоставляется возможность снижения размера аванса на 5% от установленных стандартов. В рамках фирменных программ "Группы ГАЗ" с аффилированным "Элемент Лизинг" и государственным "ВЭБ–лизинг" ставка удорожания начинается от 0%.

Как родному

Практически у каждого крупного производителя имеется "карманная" лизинговая компания, предоставляющая финансирование поставляемой продукции. По словам Ларисы Бродской, руководителя региональных проектов по СЗАО ООО "МАН Файненшиал Сервисес" (финансовая структура концерна MAN), ее компания специализируется на финансировании техники только данного производителя и в связи с этим может предложить наиболее выгодные условия лизинга для клиентов, приобретающих эту технику. "Наши клиенты — это и лидеры рынка в своем сегменте, а также представители среднего и малого бизнеса. Но в любом случае клиенты проходят стандартную процедуру оценки и должны соответствовать нашим требованиям. Как правило, это компании, которые присутствуют на рынке уже не один год, имеют свой парк техники, сложившуюся клиентскую базу, положительный тренд в своем развитии", — говорит Лариса Бродская.
Кэптивные (аффилированные с производителями) лизинговые компании занимают более привилегированное положение на рынке, чем независимые поставщики лизинговых услуг. "Обычно данные лизинговые компании не активны на открытом рынке и не работают с другими производителями. Единственным плюсом финансирующих компаний при производителе, пожалуй, можно назвать только стоимость предложения на поставляемую технику, но чаще всего предложение по финансированию предлагается в валюте — долларах США или евро. Часто проигрывают такие компании в универсальности, гибкости и отсутствии индивидуального подхода к рассмотрению лизингового проекта", — указывает Сергей Жарков, руководитель Северо–Западного дивизиона компании "Интерлизинг".

Конкуренция во благо

По мнению Николая Томарева, серьезное влияние на сегмент коммерческого транспорта может оказать резкое снижение сделок в сегментах лизинга подвижного состава и авиализинга по итогам 2012 года. "Вполне возможно, что многие специализированные компании начнут двигаться в другие, активно растущие сегменты, в частности сегмент лизинга коммерческого транспорта, что приведет к увеличению предложения со стороны поставщиков. Например, о своих планах заняться "розницей" в конце прошлого года начали заявлять компании из топ–10 лидеров отрасли, которые до этого автолизингом занимались весьма опосредованно", — ожидает обострение конкуренции представитель Carcade.
Лариса Бродская считает, что к концу 2013 года все производители коммерческого транспорта столкнутся с затовариванием складов, что потребует от них поиска нестандартных подходов в продажах, внедрения специальных программ, нацеленных на распродажу склада. "Для клиентов это возможность получить существенные скидки, что напрямую скажется на стоимости лизинговых программ", — полагает эксперт. К слову, "МАН Файненшиал Сервисес" и ООО "МАН Трак энд Бас РУС" уже сейчас разработали и запустили совместную программу по лизингу некоторых моделей тягачей и самосвалов MAN прошлого года выпуска, а также некоторых моделей тягачей нового, 2013 года выпуска.