"Деловой Петербург". Алкоголь и фермеры

 В нашей стране грамотно бороться с чрезмерным потреблением алкоголя не умеют, считает исполнительный директор НП "Союз малых предприятий Петербурга" Владимир Меньшиков. И последние антиалкогольные инициативы мало чем отличаются от предыдущих.

Сухой закон в 1980–х привел к тому, что началось употребление различных химических веществ, содержащих спирт, в стране расцвели самогоноварение и продажа суррогатов, на которой наживались спекулянты, были уничтожены ценнейшие виноградники. Сегодня отсутствие взвешенной политики по оздоровлению нации, направленной в первую очередь на искоренение традиции выпивать по случаю и без, не сможетпривести к продуктивным результатам. Ограничение розничной продажи алкогольной продукции, единое для всех участников рынка, осуществление продажи алкоголя только в дневное время в специализированных магазинах, не имеющих права использовать рекламу и красочные вывески, с допуском по паспорту, уголовная ответственность, наконец, — разве это не те меры, которые действительно способны справиться с зеленым змием? А что же есть по факту? Вместо системы взаимосвязанных, последовательных решений мы получаем однобокие непродуманные ограничения, которые вместо ожидаемой пользы могут принести только вред. Из–за отсутствия ясности в терминах "нестационарный торговый объект" и "временный объект" лицензионные органы автоматически дают отказы предпринимателям, ведущим торговую деятельность во времянке. Совершенно очевидно, что это бьет непосредственно по малому бизнесу.
Не секрет, что спиртосодержащие продукты во многих случаях являются лишь составляющей частью покупок, но вместе с тем отсутствие их в магазине приведет к еще большей потере клиента, который все разом купит в гипермаркете. Как следствие — возрастающий недостаток магазинов шаговой доступности от малого бизнеса. Дальше больше: мелким поставщикам и фермерам из Ленобласти уже давно стало некуда возить продукт в Петербурге. При этом в нестационарных объектах разрешена реализация алкоголя в общепите. Таким образом, наиболее смекалистые предприниматели ставят два столика и изображают общепит, а проверяющие органы за небольшое вознаграждение закрывают на это глаза, что точно не поддерживает всеобщую программу борьбы с коррупцией. Как правило, самые вопиющие нарушения и непрезентабельный вид объектов торговли встречаются только у нелегалов, которые приехали заработать любой ценой, а на осознанно нарушающих закон людей никакая запрещающая мера без уголовного наказания не будет иметь воздействия. Вводимые ограничения не могут снизить потребление алкоголя, а только перераспределяют финансовые потоки в угоду крупному бизнесу и плодят коррупцию, несанкционированную торговлю, бьют по малому бизнесу и в долгосрочной перспективе — по фермерству и производству.