Скандал вокруг "Сколково": Виктор Вексельберг допрошен, Илья Пономарев останется без мандата

Автор фото: итар-тасс

Скандал вокруг "Сколково" набирает обороты. В выходные давать показания в Следственный комитет прибыл лично Виктор Вексельберг. Он сообщил все, что знал, и пообещал помогать и впредь. Зато эсер Илья Пономарев, похоже, станет второй жертвой этой "борьбы башен" вслед за Владиславом Сурковым.

В выходные показания по делу "Сколково" дал Виктор Вексельберг, президент фонда и один из богатейших бизнесменов страны (Forbes оценивает его состояние в $15,1 млрд). Допрос, по словам подчиненных главы фонда, был продолжительным и закончился тем, что Вексельберг "дал исчерпывающие ответы на все вопросы" и пообещал "оказывать следствию всяческое содействие".
В настоящее время Следственный комитет проверяет информацию о нецелевом расходовании фондом 3,5 млрд бюджетных рублей. Уголовное дело по статье "растрата" возбуждено в отношении старшего вице-президента "Сколково" Алексея Бельтюкова.
Параллельно с этим появилась и другая информация. Следственный комитет через свой обычный рупор – газету "Известия" – сообщил о том, что будут предъявлены обвинения депутату Госдумы Илье Пономареву, и что СК будет ходатайствовать о лишении Пономарева депутатской неприкосновенности ("Справедливая Россия" уже выразила готовность "отдать" коллегу).
Сейчас депутат проходит по делу свидетелем. В СК подозревают, что Бельтюков незаконно передал Пономареву $750 тысяч. Поскольку деньги бюджетные, незаконная их передача считается растратой. СК подозревает, что Бельтюков просто вывел эти средства под видом несуразно большой компенсации депутату за 10 лекций и "исследовательскую работу".
Депутат обвинения отвергает: все лекции прочитаны, а гонорар так велик потому, что "технические расходы" (например, услуги экспертов) оплачивал не фонд, а он сам. На минувшей неделе Пономарев посетил следователей. Чем закончился разговор, неясно: у сторон разные версии. Пономарев считает, что остался свидетелем. Представитель СК Владимир Маркин – что следователи предупредили о грядущем возбуждении уголовного дела и снятии депутатской неприкосновенности.
Готовность "сдать" Пономарева выразила уже и "Справедливая Россия" – устами Сергея Миронова. Поступило даже предложение сдать мандат добровольно, чтобы не бросать тень на имидж партии. Пономарев ответил отказом.
Эта история становится одним из самых интересных бизнес-политических конфликтов новейшего времени. Похоже, именно она стоила кресла вице-премьеру Суркову. Миллиардер на допросе в СК – тоже не самое обычное дело. Но целью (пока) побеждающей стороны в этой борьбе кремлевских башен был, конечно, не Владислав Сурков, а Дмитрий Медведев.
Сейчас уже сложно определить, кто первый начал. Эсеры (включая Пономарева) уличили в поддельном дипломе сына Владимира Жириновского – тоже депутата Госдумы Игоря Лебедева. За сына ответил отец, который, похоже, что-то знал: по иску Жириновского СК проверил Пономарева на предмет незаконной предпринимательской деятельности.
Лидер ЛДПР таким образом сыграл на стороне "силовиков", которые стали получать преимущество и на других фронтах. Внезапно выяснилось, что Вексельберг, получая на "Сколково" бюджетные деньги, хранит их в собственном "Меткомбанке", что ненаказуемо, но некрасиво. Наверное, есть желающие побыть на месте Вексельберга. Не меньше желающих посидеть и на местах кураторов Сколково из правительства – а именно вице-премьера Суркова (уже бывшего) и премьера Медведева (еще действующего).
Когда обвинения (в растратах) в адрес "Сколково" уже прозвучали, Сурков (по-инновационному, из Лондона) сказал, что проект – один из самых честных в России, а следователи ничего не докажут. Маркин (по-простому, из "Известий") намекнул, что Сурков вместе с Вексельбергом (и Медведевым?) создали в "Сколково" условия для хищения бюджетных средств. Сурков в ответ сказал о "политическом доносе" и напомнил, что генерала Маркина уличили в поддельном дипломе, когда он хотел баллотироваться в Думу (здесь вице-премьер переходит на личности).
Ответом стало увольнение Суркова: говорят, что добровольное, но слишком неподходящий момент был для добровольного. Получается, что политическая борьба за влияние в "Сколково" перешла в личную свару, а СК обвинил правительство в укрывательстве расхитителей бюджета. Мнение общественности уже никого не волновало: боролись за одного, главного читателя новостей. И этот читатель не стал усмирять следователей, а потом еще и уволил вице-премьера, передав таким образом привет и премьер-министру.
Второй жертвой конфликта почти наверняка станет депутат Пономарев – число желающих его поддержать стремится к нулю. Не обойдется без санкций, конечно, и "пойманный" вице-президент Бельтюков. На Вексельберга и Медведева брошена довольно густая тень. Самая консервативная трактовка событий звучала так: правительство дает деньги "Сколково", "Сколково" дает деньги Пономареву, Пономарев оплачивает акции протеста; если убрать лишние звенья, получается, что правительство оплачивает акции протеста. Полной победы не достигнуто, Медведев и Вексельберг — на своих местах; но шайба, несомненно, на стороне "силовиков".