Спутники покрывают не все

Ежедневно в Петербурге угоняют до 30 автомашин. Высокий уровень краж способствует продажам спутниковых охранных комплексов, однако их проникновение в общей массе автомобилей все еще недостаточно велико.

Уровень проникновения спутниковых систем безопасности в России достаточно низок. По данным "Аркан", среди автомобилей стоимостью от 1 млн рублей и выше он составляет 8–10%, среди транспортных средств в диапазоне до 1 млн рублей — не превышает 0,5–1%.
В Петербурге работает десяток компаний — операторов автомобильных телематических систем. Крупнейшими игроками являются "Цезарь Сателлит", "Аркан", "Кобра–Коннекс" и "Эшелон Геолайф". Спутниковые системы безопасности преимущественно ставятся на дорогие автомобили и коммерческий транспорт, представляющие наибольший интерес для угонщиков. Стоимость систем безопасности сильно разнится. "На некоторых моделях автомобилей система входит в штатную комплектацию, и платить за оборудование и установку владельцу транспортного средства уже не нужно. Стоимость топовых моделей спутниковых поисковых охранных комплексов, продающихся в качестве дополнительного оборудования, может достигать 100 тыс. рублей. В среднем же на сегодняшний день оборудование с установкой обходится покупателю в 25–30 тыс. рублей", — говорит Василий Курсин, генеральный директор "Цезарь Сателлит Северо–Запад".
Абонентская плата за обслуживание телематической системы составляет в среднем 1–1,5 тыс. рублей в месяц.

Вопрос времени

По словам Вадима Мухамедзянова, бренд–менеджера "Мета Систем Рус" (производитель телематического оборудования), получить полную гарантию защиты от угона невозможно: "Любое устройство можно найти и демонтировать, вопрос во времени, которое преступники потратят на эти действия. Более эффективно использование комплекса, включающего спутниковую систему и механические противоугонные средства". Уровень защиты данных систем соответствует уровню обычных сигнализаций с GSM–модулем, который позволяет оперативно направить информацию в диспетчерский центр. Вне зависимости от доступности владельца автомобиля оператор может принять решение по противодействию (дистанционно заблокировать двигатель, вызвать оперативную группу реагирования и так далее). На дорогие и рисковые автомобили дополнительно устанавливается иммобилайзер с двойной идентификацией владельца с помощью брелока–метки (по открытию двери автомобиля и по включению зажигания).

Гонка вооружений

Технический уровень устройств, предназначенных для взлома штатных систем безопасности автомобилей, существенно вырос в последние годы, при этом они стали доступнее. Популярные и удобные системы бесключевого доступа часто оказываются бессильны перед угонщиками, применяющими ретрансляторы радиосигнала.
В ответ на это производители охранных систем используют несколько независимых контуров защиты, которые актуальны для конкретной марки и модели автомобиля. В современные спутниковые комплексы входит защита от подавления сигналов GSM (глушилок) и бортовое оборудование, наличие которого невозможно обнаружить сканером GSM–сигнала. Кроме того, они обязательно реагируют на попытки погрузки автомобиля на эвакуатор.

Пусть никто не знает

Чтобы система проявила себя в случае угона наиболее эффективно, она должна обязательно устанавливаться специалистами в авторизованном центре. "Никакие "коробочные" варианты не отвечают требованиям безопасности — недопустимо разрешать устанавливать систему в любом сервисе или мастерской, поскольку с большой вероятностью возможна утечка секретной информации об установке, некачественный и "шаблонный" монтаж. Это только будет дискредитировать установленную систему и аналогичные спутниковые комплексы", — говорит Леонид Черчес, коммерческий директор компании "НАВСИ" (торговая марка системы "Навигатор").

Полезные услуги

Кроме противоугонного функционала современные спутниковые системы предоставляют возможность использования различных дополнительных услуг: консьерж–сервис, помощь на дороге, дистанционное управление электронными системами автомобиля (например, автозапуск двигателя или включение предпускового прогрева двигателя), интернет–мониторинг, программы "умного страхования" во взаимодействии со страховыми компаниями.