Негабаритная ситуация

Есть грузы, доставка которых требует немалых усилий. Для негабаритных и тяжелых грузов подходит не всякий транспорт, а на перевозку требуется особое разрешение.

В первую очередь, к таким грузам относятся строительная техника, металлоконструкции, промышленное и технологическое оборудование, экспонаты выставок. Модернизация производств также требует все более крупных конструкций, которые устанавливают, например, на нефтеперерабатывающих или металлургических предприятиях. Объем перевозок растет также за счет крупных федеральных проектов, таких как подготовка к Олимпиаде в Сочи, чемпионату мира по футболу или саммиту АТЭС. Перевозят такие грузы всеми видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным. Но основная нагрузка ложится, естественно, на автоперевозчиков, так как другие виды транспорта не позволяют доставлять его "от двери до двери", то есть его все равно приходится подвозить к месту погрузки.

Подсчитали

Официальной статистики по перевозке негабарита нет. Однако, по экспертной оценке председателя Союза автоперевозчиков крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов Натальи Тимофеевой, на негабаритные тяжелые грузы в России приходится до 2,5% от общего объема автомобильных перевозок (около 1,7 млрд т в прошлом году). Мировой рынок перевозок крупногабаритных грузов растет ежегодно приблизительно на 10 – 15%. Растут перевозки негабарита и водным транспортом. Так, в навигацию 2012 г. суда ОАО "Северо–Западное пароходство" выполнили более 50 рейсов с негабаритным грузом (в 2011 г. — 43 рейса). В основном пароходство перевозило оборудование для месторождений шельфа Каспия, а также для нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. Опрошенные "ДП" железнодорожные компании, в том числе дочернее предприятие ОАО "РЖД" — Федеральная грузовая компания, не смогли ответить в течение недели, пока готовился материал, о перевозках негабаритных грузов.

Экономика с географией

На российском рынке автоперевозок негабарита ситуация остается стабильной, несмотря на то что, по словам генерального директора холдинга "Совтрансавто" Владимира Тяна, с осени прошлого года до весны нынешнего по сравнению с аналогичным периодом 2011 – 2012 годов произошло небольшое сокращение объемов перевозок. Подобное снижение вряд ли окажет существенное влияние на итоги года — эксперты прогнозируют сохранение объема автоперевозок на уровне 2012 года либо рост на 3 – 5%.
Помимо крупных компаний на рынке автоперевозок присутствуют малые, располагающих одной–двумя единицами техники, а также свои услуги предлагают частные лица. Мелкие игроки в последнее время снижают ставки на перевозки, что провоцирует общее падение цен на рынке негабаритных перевозок, сетуют крупные перевозчики.
Впрочем, в демпинге замечены не только они, но и, по словам Владимира Тяна, крупные игроки. "Это связано с необходимостью регулярно платить по договорам лизинга и желанием сохранить оборотные средства, хотя бы и в ущерб доходам". При этом сложность выполняемых проектов и география перевозок растут. В основном негабарит перевозят из Европы в Россию и внутри страны, растет интерес к мультимодальным перевозкам из Юго–Восточной Азии.

Трудности

Основной проблемой для автоперевозчиков является задержка с оформлением разрешений на перевозки. По мнению Натальи Тимофеевой, бюрократические формальности сопровождаются коррупционными схемами, это приводит к снижению темпов и объемов доставки, а значит, к финансовым потерям. Проблемой остается и качество дорог. Так, в Ленобласти ежегодно вводят сезонные ограничения на проезд большегрузного транспорта, что не облегчает работу перевозчикам.