В зале "Первой линии" с Владимиром Путиным "случайно" оказался экс-министр финансов Алексей Кудрин. Он заявил, что в стагнации российской экономики виноваты вовсе не внешние факторы, а действия, точнее — бездействие правительства, и во власть он не вернется из-за "полуреформ".
Во время "Прямой линии" Владимира Путина в зале "случайно" оказался экс-министр финансов Алексей Кудрин. Еще перед тем, как ему передали слово, чтобы глава Комитета гражданских инициатив смог задать свой вопрос, Владимир Путин поспешил заранее его похвалить. В частности, он напомнил собравшимся, что Кудрин дважды признавался лучшим министром финансов в мире.
Экономист президента вежливо поблагодарил, но поспешил перейти сразу к делу. Он предложил продолжить слова Путина о том, в чем оказалась причина торможения экономического роста в первом квартале вплоть до 0,1% роста в первом квартале.
"В соотношении этих внутренних и внешних факторов в этом году главными факторами такого снижения остались внутренние. Потому что внешние мы в первую очередь чувствуем через высокую цену на нефть, а она сохранилась. И при ней мы имеем такие низкие темпы роста. Такого не было в предыдущие годы. В кризис, например", — посетовал экс-министр финансов.
Главное в работе правительства, заявил он, – это разворот нашей экономики от нефтяной зависимости и добычи природных ресурсов. Но, по мнению Алексея Кудрина, такого разворота не происходит, несмотря на определенные шаги в этом направлении. Во-вторых, экономист заявил, что ждет от правительства четких ориентиров для бизнеса, напомнив о страховых взносах, от которых предприниматели пострадали в прошлом году. В третьих, нельзя поддерживать регионы за счет увеличения расходов федерального бюджета.
Одним из главных пунктов, по которому Кудрин желал поспорить с президентом — это вопрос роста зарплат, обгоняющего производительность труда. У него есть объективное ограничение, в частности, уменьшение инвестиций. Закончил целый поток своих вопросов и проблемных тезисов экс-министр словами, что все экономические реформы, которые приняты сейчас, должны были быть осуществлены еще год назад.
"Я согласен, что темпы производительности труда должны расти быстрее зарплат. Конечно, важно перевести экономику на инновационный путь развития, но при высоких ценах на энергоносители это делать нелегко. Нужно перестраивать налоговую систему, но в этом направлении Минфин всегда очень осторожен. Необходимо также переводить доходы в регионы.Внешнеэкономические факторы остаются удовлетворительными", — обтекаемо ответил на это Владимир Путин.
Он также пообещал, что "контакт с Алексеем Леонидовичем и его коллегами, с ведомством, которому он отдал много времени, безусловно, сохранится". Однако на вопрос о том, когда он вернет столь восхваляемого им Кудрина назад во власть, президент ответил, что экс-министр сам отказался от подобных предложений.
И тут же Владимир Путин вспомнил и неудачный проект, за который, по его словам, ратовал Кудрин — монетизацию льгот. По его словам, они с экс-министром долго спорили, но в итоге президент доверился экономисту, а тот этого доверия не оправдал. И вообще, напомнил президент, Алексей Кудрин был лучшим министром финансов, а не министром по социальным вопросам.
После таких исчерпывающих, но не очень конкретных и информативных ответов президента, сам Кудрин успел сказать, что он "готов заниматься реальными делами", а от "полуреформ" страна не развернется.