Катера и яхты в поисках причалов

Инфраструктура для обслуживания и содержания яхт в Петербурге по–прежнему развита недостаточно, из–за этого многие владельцы судов предпочитают хранить их в Европе.

Сегодня в Петербурге и Ленобласти действует около 30 стоянок для яхт, которые могут вместить примерно 3 тыс. маломерных судов. При этом похвастаться хорошей дополнительной инфраструктурой и называться настоящим яхт–клубом может не больше десятка причалов (см. таблицу). Кроме стоянок в городе действуют клубные организации, объединяющие судовладельцев.

Клубные стоянки

По данным государственной инспекции МЧС, в Петербурге зарегистрирована 51 тыс. маломерных судов. Яхты занимают небольшую долю в этом числе — их у петербуржцев чуть больше тысячи, большинство же плавсредств — это моторные лодки и катера (29 тыс.) и лодки без двигателей, в том числе весельные — 15 тыс.
В "Отраслевой схеме развития и размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории Петербурга", которая была принята в 2009 году, только шесть из существующих стоянок относятся к категории А, то есть обладают всей необходимой инфраструктурой не только для хранения яхт, но и для их ремонта, а также отдыха яхтсменов.
Большинство пристаней ограничиваются услугами по хранению яхт и катеров (на воде, на берегу и в эллингах), по спуску и подъему маломерных судов. Предоставляются и сервисные работы — от корпусного ремонта до замены двигателей. А вот поесть в кафе или ресторане или остановиться на ночь можно далеко не во всех клубах. Гостиницы работают только в яхт–клубах "Форт Константин", "Терийоки", клубе при санатории "Стрельна". Есть и оригинальные сопроводительные услуги. В порту "Геркулес" можно не только походить на яхте, но и поиграть в теннис или научиться серфингу. "В нашем клубе особой популярностью пользуется пошив головных уборов — капитанок", — говорит Владислав Полежаев, гавань–мастер яхт–клуба при санатории "Стрельна".
Часть пристаней сотрудничают с клубами и школами для любителей и профессионалов яхтинга. Например, в Морском яхт–клубе на Крестовском острове арендует места Санкт–Петербургская международная яхтенная школа. В порту "Геркулес" базируется Яхтенный клуб Санкт–Петербурга, Санкт–Петербургские мореходные классы и спорт–клуб "Парусник", а в "Балтийце" работает детская парусная школа и клуб юных моряков "Навигатор". Независимо от конкретной стоянки работает клуб "Президент–Нева".

Шаги по развитию

"Инфраструктура в Петербурге безобразная: нет полностью подготовленных и обустроенных марин в европейском смысле этого слова, нет современных систем хранения, в большинстве своем все устарело и требует инвестиций", — сетует Кирилл Мордвинцев, директор яхт–клуба "Нева", добавляя, что в перспективе 2 – 3 лет клуб планирует модернизироваться.
Инвестиции, необходимые для создания стоянки, можно оценить на примере порта Дубровка. Он строился с 2008 по 2012 год, за это время было вложено 350 млн рублей, рассказал Игорь Макаров, генеральный директор порта. "В дальнейшем мы планируем вложить в развитие еще 35 – 40 млн рублей, — добавил он. — Пока же могу сказать, что после открытия оказалось, что некоторые наши клиенты — это те, кто раньше хранил яхты в Финляндии. В Петербурге явно не хватает стоянок с условиями теплого хранения катеров".
Из–за недостатка мест и недостаточно развитой инфраструктуры яхт–клубов многие судовладельцы действительно предпочитают отправлять яхты на зимовку в Финляндию, Швецию, Эстонию или даже Хорватию.
По словам директора Международной яхтенной школы Александра Заболуева, заполняемость некоторых стоянок за последние 4 года сократилась с 75 до 45%. Он видит причину этого в недостаточной туристической привлекательности яхтинга в России: "Люди уходят, потому что здесь неинтересно, нужно делать увлекательные программы, захватывающие маршруты, пока же нельзя комфортно дойти даже до крепости Орешек". Впрочем, по словам Александра Заболуева, сейчас, с учетом таких тенденций, стоянок для яхт в Петербурге хватает.

Конец цивилизации

В отраслевой схеме 2009 года гордо описываются перспективы развития инфраструктуры для маломерных судов. По ней на территории Петербурга должно появиться еще 42 стоянки, половина из которых должна содержать значительный инфраструктурный набор. Эти планы должны быть осуществлены на средства инвесторов.
За 4 года, прошедших с момента принятия документа, ситуация почти не изменилась, некоторые планы откладываются на неопределенный срок, а некоторым, похоже, и вовсе не суждено сбыться. Например, в этом плане обозначено строительство яхт–клуба в Кронштадте на ул. Восстания, однако в 2012 году инвестору строительства ООО "Финский залив" не продлили разрешение на изыскательские работы. Не планирует развивать свою территорию под яхт–клуб в ближайшее время и продавец плавсредств "Ист Балтик Марин Групп", который базируется на ул. Академика Павлова (этот адрес также включен в отраслевую схему).
"На самом деле инфраструктура в Петербурге еще более или менее, при желании можно найти хорошую стоянку и хороший сервис, однако за пределами города цивилизация кончается, что делает невозможным путешествие по внутренним водным путям, а это было бы интересно, в том числе и иностранцам", — уверена Анна Лебедева, коммерческий директор ЗАО "Маринетек СПБ".
В прошлом году был открыт вход во внутренние воды маломерным судам под иностранными флагами, но отдельный таможенный пропускной пункт (его предполагается обустроить в форте Константин) пока не заработал, и яхтсменам приходится стоять в общей очереди в порту Петербурга, где в первую очередь обслуживают пассажиров паромов.
В целом участники рынка сходятся на том, что для полноценного развития яхтинга недостаточно только частных инвестиций, нужны и государственные программы.