"Деловой Петербург". Главу ВЕФК вывели из леса

Автор фото: Карапетян Рафаэль

Арест в Австрии финансиста Александра Гительсона повышает шансы государственного Агентства по страхованию вкладов на возврат долгов Банка ВЕФК.

Экс–владельца обанкротившегося Банка ВЕФК Александра Гительсона на минувшей неделе задержала полиция Австрии, чтобы передать российскому правосудию. Российские следователи рассчитывают, что экстрадиция состоится в течение 2 месяцев. Однако эксперты "ДП" не исключают, что этот процесс может затянуться на несколько лет и тогда Гительсона в РФ не увидят.

Игра в прятки

До осени 2008 года Александр Гительсон был одним из крупнейших банкиров страны, основанная им Восточно–Европейская финансовая корпорация (ВЕФК) объединяла восемь банков. По величине активов ВЕФК входила в топ–30 банков страны. Круг интересов Гительсона также включал девелопмент, нефтедобычу и промышленность. В октябре 2008 года главная структура корпорации Банк ВЕФК перестал проводить платежи, после чего госкорпорация "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) начала санацию бизнеса.
В 2009 году Александр Гительсон был арестован по обвинению в растрате 890 млн рублей, затем обвинение переквалифицировали на другую статью — "легализация средств, полученных преступным путем". В 2010 году следственный комитет при прокуратуре РФ по Петербургу возбудил против Гительсона еще одно уголовное дело — о хищении 1,8 млрд рублей, принадлежащих правительству Ленобласти. Однако к этому моменту финансист уже покинул страну, отправившись в Сербию, где у него был бизнес.
Решив деловые вопросы, Александр Гительсон перебрался к законной супруге в Австрию и поселился в уединенном лесном имении в районе Мостфиртель (Нижняя Австрия), приобретенном через кипрскую компанию. С конца 2010 года Гительсон находился в международном розыске.
В апреле 2011 года Мещанский суд Москвы заочно приговорил Александра Гительсона к 5 годам лишения свободы за хищение около 0,5 млрд рублей у депутата Госдумы Аднана Музыкоева. Гительсон был задержан 12 апреля австрийской полицией, при задержании у него обнаружили несколько паспортов, в том числе просроченный российский загранпаспорт.

Спасение банка

Спасать банк государство решило из–за того, что в нем находились депозиты физлиц почти на 20 млрд рублей и счета более миллиона пенсионеров Петербурга и области.
В результате санации все плохие долги банка на 40 млрд рублей перешли на баланс АСВ. Затем госкорпорация продала 50% акций банка Номос–банку (25%) и ФК "Открытие" (25%). Позже ФК "Открытие" полностью установила контроль над ВЕФК, в частности передала долги ВЕФК государственному агентству и получила акции банка.
В свою очередь, АСВ полностью сосредоточилось на возврате долгов ВЕФК, но пока заметных успехов не добилось. В агентстве неоднократно подчеркивали, что банк выдавал кредиты аффилированным компаниям, которые выводили активы (в том числе выступающие залогами по займам) на другие юрлица. Например, у ЗАО "Гранат", которое должно ВЕФК 630 млн рублей, не удалось обнаружить оборудование, под залог которого выдавалась ссуда, говорится в материалах Арбитражного суда СПб и ЛО по делу о банкротстве компании.
Сейчас АСВ пытается остановить цепочку перепродаж активов поставщика судового оборудования ООО "БалтМорСервис", которое ранее находилось на балансе ООО "Юникс", задолжавшего ВЕФК около 2 млрд рублей.

Дело сдвинется

Как считает первый заместитель директора АСВ Валерий Мирошников, с арестом Александра Гительсона шансы на возврат активов корпорации существенно повышаются. "В рамках уголовного дела арестованы как раз те активы в Петербурге, которые приобретались на деньги, выведенные из банков. Без решения суда, которое может быть принято только в присутствии самого Гительсона, мы не можем на них претендовать", — объясняет Валерий Мирошников.
По данным Следственного комитета РФ по Санкт–Петербургу, с 2008 по 2012 год по делам, связанным с ВЕФК, было арестовано более 80 объектов недвижимости. Среди них здание по адресу: 8–я линия В.О., 25, лит. А, площадью 3,1 тыс. м2 и бывший дом гофинтенданта Петра I Мошкова по адресу: Дворцовая наб., 20, площадью 1,7 тыс. м2, где сейчас размещается культурное пространство "Тайга". Кроме того, в начале 2012 года органы наложили арест на драгоценности стоимостью более 7 млн рублей, найденные при обысках квартир Александра Гительсона и экс–управляющей отделением Пенсионного фонда РФ по Петербургу и Ленобласти Натальи Гришкевич.
По мнению Валерия Мирошникова, вряд ли денег, вырученных от продажи арестованного имущества, хватит, чтобы вернуть все выведенные из ВЕФК активы, но экстрадиция Гительсона также поможет выйти на след его имущества за границей. В АСВ ранее признавали, что сумма взыскания по всем искам не превысит 10 млрд рублей.

Банкиры в розыске

Александр Гительсон — не единственный банкир в розыске. Российские правоохранители разыскивают также совладельца Банка Москвы Андрея Бородина (получил политическое убежище в Великобритании), который обвиняется в мошенничестве на 12,7 млрд рублей, и Виталия Архангельского, основателя ОМГ, задолжавшего банку "Санкт–Петербург" около 4 млрд рублей.
Однако пока российские власти не могут до них добраться.
"Я это все прошел, — говорит Виталий Архангельский. — После задержания будет суд. Он может выпустить Гительсона под залог — мне пришлось внести 300 тыс. евро, но сумма может быть и меньше. Дело об экстрадиции может рассматриваться около 2 лет. С вероятностью 99% Австрия не выдаст Гительсона России".
Также не установлено местонахождение бывшего основного владельца Межпромбанка и экс–сенатора Сергея Пугачева. Пока ему не предъявлено обвинений. В 2011 году было возбужденно уголовное дело о преднамеренном банкротстве и выводе активов из Межпробанка. В 2010 году банк обанкротился, не рассчитавшись по кредитам Центробанка. В итоге два петербургских судостроительных завода и конструкторское бюро перешли государству.