Дорожникам нужны заказы, а не техника

Прошедший год стал не слишком удачным для рынка лизинга дорожной техники. Падение продаж коснулось в первую очередь дорожно–строительной техники.

"Если в 2011 году рынок вырос на 90%, то по итогам прошлого года этот показатель не дотянул и до 18%", — говорит директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Владимир Добровольский. Невысокие темпы роста демонстрировал более узкий сегмент — коммунальная техника. Объем рынка по итогам 2012 года увеличился на 5,5%, что несколько лучше, чем в 2011 году, когда этот показатель составил 4,6%.

В ожидании

По оценкам консалтинговой компании "Территория лизинга", объем вновь заключенных сделок по лизингу дорожно–строительной техники составил по России 40 – 45 млрд рублей (или 3% от всех новых сделок), по Северо–Западному федеральному округу, включая Петербург, — 3 – 3,5 млрд рублей.
Как отмечает руководитель Северо–Западного дивизиона компании "Интерлизинг" Сергей Жарков, аналогично ситуации со строительной техникой эффект посткризисного отложенного спроса прошел в 2011 году. С начала 2012 года спрос сократился или, можно сказать, стабилизировался, предприятия стали планомерно обновлять парки техники. При этом основные продажи пришлись на первую половину года, затем рынок стал замедляться, а в IV квартале перешел к стагнации.
Первый квартал года традиционно характеризуется повышением спроса на заказы дорожно–строительной техники при подготовке к сезону. Но сейчас в Петербурге из–за неопределенности с тендерами на текущий ремонт дорог наблюдается снижение спроса. "Участники рынка в ожидании итогов конкурсов", — резюмирует Сергей Жарков.

Разная техника

В сегменте дорожно–строительной техники наибольшим спросом пользовались автокраны, автосамосвалы, бульдозеры и автобетоносмесители.
Есть спрос и на специализированные машины в зависимости от специфики работ. Так, по словам финансового директора ОАО "Мостострой № 6" Дмитрия Тюрина, в основном компания брала в лизинг специальное строительное оборудование: автокраны грузоподъемностью свыше 100 т, вибропогружатели.
Сегодня доля взятой в лизинг техники в активе "Мостостроя № 6" составляет около 10% при общем количестве примерно 700 единиц.
В дорожно–строительном сегменте растет спрос на технику иностранного производства.
"Сегодня его доля в общем объеме составляет уже 67%, — отмечает Владимир Добровольский, — также растет спрос на зарубежные марки отечественной сборки".
Среди популярных на сегодняшний день брендов Сергей Жарков называет технику немецкой группы Wirtgen (асфальтоукладчики, фрезы, катки) и самосвалы Mercedes–Benz, Iveco, Volvo. Как правило, иностранную технику приобретают крупные компании, а малые и средние подрядчики предпочитают российскую или бывшую в употреблении.
"Вероятно повышение активности ведущих мировых производителей в связи с насыщением западных рынков", — комментирует Оксана Солнышкина. Растет интерес и к китайским производителям — от них ожидают также роста активности, включая специальные программы финансирования китайской техники.
"Балтийский лизинг" предлагает на особых условиях турецкую технику. Расширение ассортимента — один из способов бороться с падением спроса.

И ныне там

Участники рынка не прогнозируют изменения трендов в этом году. "По нашим оценкам, объем продаж может вырасти на 15 – 20%", — считает Владимир Добровольский.
Сегодня сложно говорить о развитии и перспективах дорожно–строительной отрасли Петербурга. "На рынок активно пытаются выходить компании других регионов, в частности из Москвы, что может значительно сократить объем работ местных подрядчиков", — рассказывает Сергей Жарков. Это отразится и на объемах лизинговых сделок в Петербурге.
В компании "Территория лизинга" считают, что предпосылок для роста на Северо–Западе нет, а подъем придется на Центральный, Южный и Уральский округа в связи с реализацией госпроектов.