"Деловой Петербург". Госзаказ: подводные камни

Кроме очевидных проблем исполнения государственных заказов на строительство: нарушения сроков сдачи объектов и качества работ — существуют еще и скрытые.

В этом году городской бюджет потратит более 26 млрд рублей на строительство жилья и социальных объектов: школ, детских садов, поликлиник и больниц. Сейчас ведется строительство 78 таких объектов, еще 205 находятся на стадии проектирования. "Комитет по строительству — один из крупнейших заказчиков на строительном рынке Петербурга. На каждый объявленный нами конкурс приходит не менее пяти участников", — говорит заместитель председателя комитета по строительству Роман Складнев.
Генеральный директор ЗАО "СК "РосСтрой" (входит в ГК "СУ–155") Сергей Левчук считает, что в государственных контрактах есть несколько ключевых моментов, которые привлекают застройщиков: "Первый состоит в том, что госзаказ обеспечивает постоянный оборот денежных средств, который удобно прогнозировать и контролировать. Второй — объемы и сроки исполнения государственных контрактов дают возможность загрузить производственные мощности даже крупных строительно–промышленных холдингов". Сергей Левчук ссылается на опыт своего предприятия: только один контракт на строительство 500 тыс. м2 жилья и социальных объектов в 20–м квартале Юго–Западной Приморской части в Красносельском районе Петербурга обеспечил как минимум 50% загрузки ДСК "Войсковицы" — главного производственного и монтажного актива ГК "СУ–155" на Северо–Западе.
По словам Сергея Левчука, платой за стабильность денежных потоков становятся невысокая даже в сравнении с коммерческим экономклассом маржинальность госконтрактов и риск жестких штрафных санкций, предусмотренных в случае любого нарушения условий строительства. По данным СПб ГБУ "Центр мониторинга и экспертизы цен", нормативная себестоимость строительства 1 м2 общей площади жилых зданий в Петербурге составляет 43 608 рублей. Расчетная стоимость чуть выше — 45 818 рублей. Именно эти цифры учитываются госзаказчиками при определении начальной цены контракта.
Снизить себестоимость без ущерба для качества строительства способны немногие, уверен Сергей Левчук.

Эхо прошлого

Проблемы с исполнением госконтрактов начинаются для строительных организаций еще с момента участия в тендерах, уверен президент компании "Сметный отдел Санкт–Петербурга" Александр Наргизян. По его словам, существует три барьера на пути к госконтракту, которые нужно преодолеть строительным компаниям, — это обеспечение заявки на участие, строительство за свои деньги и низкий уровень доходности госконтрактов. "Казалось бы, эти барьеры должны гарантировать наличие материального ресурса у участников тендеров, что должно обеспечить гарантию качественного выполнения работ, но все гораздо сложнее", — говорит эксперт.
Дело в том, что до внедрения системы тендеров в 2006 году строительные компании делились на генподрядчиков, которые выполняли административно–управленческую функцию по схеме "взять госконтракт и распределить работу среди строительных компаний", и строительные компании со своим штатом строителей, техникой и т. д. С внедрением тендеров генподрядчикам места стало мало, ведь для конкурентной цены тендера нужно иметь свои собственные ресурсы для производства работ. "В итоге им приходится обходить барьеры: давать взятки, завышать строительные сметы для тендеров либо строить за счет субподрядчиков", — говорит Александр Наргизян.
Некорректные сметы как скрытая проблема неисполнения госзаказов встречаются, по мнению специалистов, довольно часто. "По факту на объекте по смете обнаруживается недостаток материалов, оборудования, непредвиденные расходы и прочее. Указанной в сметной документации (которая, кстати, выиграла тендер и прошла экспертизу в госорганах) суммы не хватает на проведение работ", — отмечает Александр Наргизян.

Черный список

Стремление сэкономить неизбежно сказывается на качестве строительства.
"Строительной компании, выигравшей тендер по низкой цене, нужно сохранить определенные нормы доходности. Это делается за счет качества материалов, объема скрытых работ, которые проверить очень сложно, а также за счет субподрядчиков, которым часто деньги за проделанную работу не выплачиваются вообще. Кроме того, желание генподрядчиков сэкономить и занизить стоимость смет для субподрядчиков приводит к тому, что субподрядчики, получая аванс, просто растворяются в воздухе. Отсюда возникает неспособность исполнителей госконтракта выполнить работы, что выливается в долгострой, которого в Петербурге очень много" — сетует Александр Наргизян.
По данным комитета по строительству, с неудовлетворительным качеством работ городу как заказчику приходится сталкиваться регулярно: каждый пятый объект сдается с нарушением сроков. Как замечают в комитете по строительству, в прошлом году из–за проблем с подрядчиками была освоена только половина выделенных комитету средств — 21,5 млрд рублей. Глава комитета Андрей Артеев выступил с инициативой создания черных списков подрядчиков, которые недобросовестно подходят к строительству социальных объектов. Доступ к госзаказу для попавших в этот список компаний должен значительно осложниться.
Мнения строительных компаний о том, с какими проблемами исполнения госзаказа им приходится сталкиваться, узнать не удалось, так как большинство из опрошенных отказались комментировать тему.