Правительство, наконец, признало несостоятельность действующей модели экономики. Дмитрий Медведев объявил о переходе на новый, инновационный путь развития. Однако эти призывы – уже пятилетней давности, а "воз и ныне там". Но Минфин премьера поддержал и к июню разработает бюджетный план до 2030 года.
Правительство уже не может отрицать, что сырьевая модель экономики себя исчерпала. Ее неустойчивость в полной мере показала себя в момент долгового кризиса в Европе, который еще отнюдь не преодолен. Колебания спроса так негативно отразились на российской экономике, что она к началу 2013 года пребывает в коматозном состоянии, и рахитичный 1% роста за первый квартал никого не может обмануть.
Теперь проблема наконец-то признана на самом высшем уровне — глава правительства Дмитрий Медведев отметил замедление роста производства в стране и напомнил, что за первые два месяца этого года ВВП по отношению к уровню февраля 2012 года вырос всего на 0,1%.
"Основные причины понятны — это снижение производства, к сожалению, низкая динамика строительства, розничной торговли, а также объема платных услуг, а также замедление общей инвестиционной деятельности. Все эти проблемы поставили в повестку дня вопрос о формировании новой модели роста — этот вопрос, конечно, стоит и перед нами. Мы должны провести изменения в нашем промышленном развитии, но не так, как мы это делали в 1930-е годы, а за счет массового внедрения инноваций и повышения качества жизни наших граждан", — вещал премьер на расширенной коллегии Минфина.
При этом Дмитрий Медведев не открестился и от старых решений власти — о создании международного финансового центра в Москве, о формировании единого регулятора финансового рынка, о таргетировании инфляции. Только вот при упоминании мегарегулятора эксперты плюются, приговаривая, что орган не справится с такой нагрузкой. А инфляция, при всем ее таргетировании, по-прежнему выходит за целевой уровень.
В правительстве уже решили, что хватит это терпеть. России прочат новый, инновационный путь развития. Энтузиазмом Дмитрия Медведева, севшего на своего любимого высокотехнологичного конька, заразился даже Минфин. Антон Силуанов от лица ведомства обещался в июне внести в правительство соответствующий план бюджетной стратегии.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Деловой завтрак Сбербанка совместно с ВЭФ, в рамках Петербургского международного экономического форума. На снимке: Силуанов Антон, Министр министерства финансов.
До этого Министерство финансов уже разработало социально-экономический прогноз с тремя вариантами развития экономики России: консервативным, инновационным и форсированным. Последний вариант предполагал рост ВВП аж на 5,5% в год. Но чиновникам министерства он не по нраву, как говорится, тише едешь — дальше будешь.
"Мы считаем, что основываться на чересчур оптимистичном — форсированном — варианте, значит создавать неустойчивую и опасную ситуацию для бюджета. Предлагается взять за основу инновационный вариант, однако всю разницу между доходами по сравнению с консервативным вариантом отнести на условно утвержденные расходы, которые будут распределяться между госпрограммами в случае ежегодного подтверждения прогноза по доходам", — пояснил чиновник.
По подсчетам Антона Силуанова, это позволит каждый год увеличивать расходы на 8–9%, то есть около 1 трлн рублей. Однако это вовсе не означает, что раз больше денег — то больше и новых интересных госпрограмм. Минфин планирует эти деньги тратить на финансирование всего того, что власти уже успели наобещать.