Дисциплина улучшилась

Ситуация с неплатежами по лизинговым договорам заметно улучшилась, в том числе по сделкам с высоколиквидным автотранспортом.

По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", просроченная задолженность в портфеле лизинговых компаний до кризиса 2008 года держалась на уровне около 1%, в кризис выросла до 4,5%. В 2011 году уровень просрочки вернулся к докризисному, а в 2012 году вновь немного подрос — до 2%. "Очевидно, из–за нестабильности в экономике у ряда лизингополучателей наблюдаются проблемы с платежной дисциплиной", — полагает Роман Романовский, ведущий эксперт отдела рейтингов кредитных институтов "Эксперт РА".
В компании "Европлан", напротив, в течение 3–го года после кризиса наблюдают позитивную динамику сокращения невыполнения лизингополучателями обязательств в рамках договоров финансовой аренды. Если в 2009 году показатель дебиторской задолженности, просроченной более чем на 90 дней (NPL), составлял примерно 1% от общего объема сделок компании, то весь последний год он стабильно находится в пределах 0,1%.
"Доля дефолтных сделок в общем объеме портфеля очень низка. После кризиса 2009 года мы наблюдаем высочайшую долговую культуру лизингополучателей по выплатам за пользование предметами лизинга", — утверждает Александр Михайлов, вице–президент по развитию бизнеса компании "Европлан".

Свели к минимуму

По словам представителей опрошенных "ДП" петербургских компаний, доля просроченной задолженности по сделкам с автотранспортом сегодня составляет менее 1% к их лизинговым портфелям, а доля дефолтных сделок по этому виду имущества если у кого–то и есть, то идет на единицы.
Так, доля просрочки по соответствующим договорам в "Интерлизинге" составляет менее 0,5% к портфелю компании, при этом на автотранспорт приходится 34% его портфеля. В группе компаний "СЛК" доля просроченной задолженности в портфеле не более 1–2%, при этом большая ее часть текущая. "После кризиса 2008 года мы более тщательно подходим к выбору лизингополучателей — транспортных компаний, работаем в основном с крупными игроками на рынке. Их доля — 80% от портфеля автотранспорта", — говорит Антон Малышев, директор департамента по развитию группы компаний "СЛК". Допустимый уровень просрочки по договорам лизинга автотранспорта в компании составляет не более 3–5%.
В ГК "Балтийский лизинг" на текущий момент планка просрочки по автотранспорту установлена на уровне 0,7%. Данный показатель может пересматриваться с учетом изменений в экономической ситуации, а также активного продвижения и развития предлагаемых компанией розничных программ по автолизингу, говорит Юрий Шпиленко, начальник отдела по работе с дебиторской задолженностью ГК "Балтийский лизинг".
При этом, отмечает эксперт, ситуация с невозвратами сегодня стала лучше. "Во–первых, в условиях относительной стабилизации экономики их стало в разы меньше, лизингополучатели максимально стараются выполнять обязательства по заключенным договорам лизинга, в случае же невозможности дальнейшей оплаты лизинговых платежей в большинстве случаев клиенты добровольно возвращают имущество. Таким образом, количество изъятий через возбуждение исполнительных производств по сравнению с кризисным периодом сократилось и весьма существенно", — указывает он.

Тяжелый случай

За просрочку платежей на лизингополучателей накладываются штрафные санкции, пени, проценты за пользование денежными средствами, предусмотренные в договоре. "Несмотря на недоплату, лизинговая компания продолжает обслуживать долг перед банками, что в свою очередь снижает доходность по сделке. При наступлении двух и более неплатежей, согласно закону "О финансовой аренде (лизинге)", лизингодатель имеет право на бесспорное списание денежных средств с расчетного счета должника", — отмечает Сергей Жарков, руководитель Северо–Западного дивизиона компании "Интерлизинг". Причем, в отличие от других финансовых инструментов, лизинг имеет, пожалуй, самую надежную законодательную базу.
В качестве крайней меры у должников изымается лизинговое имущество имущества с его последующей реализацией для погашения инвестиционных затрат лизингодателя.
"Механизм изъятия имущества стандартен: должнику–лизингополучателю направляется уведомление об устранении нарушении условий договора, при отсутствии реакции с его стороны (неоплате задолженности) в установленный срок происходит выезд специалистов на место эксплуатации лизингового имущества и его изъятие с составлением соответствующего акта", — рассказывает Юлия Бычкова, директор по лизингу группы компаний "ЗЕСТ".
Самыми рискованными с точки зрения невозврата в рамках финансовой аренды являются грузовой транспорт и специальная техника, работа по изъятию которой может представлять затруднения. "Грузовые автомобили зачастую работают на территориях, удаленных от дорог общего пользования (например, лесовозы или карьерные самосвалы), и их фактический поиск может быть осложнен", — объясняет Юрий Шпиленко.
Повышенный износ часто перегружаемой самосвальной техники также относится к фактору имущественного риска. "Неправильное использование автокрана, бетононасоса, бензовоза или буровой автомобильной установки вообще может привести к плачевным для техники последствиям", — говорит Александр Михайлов.
Наименее рискованный вид лизингового имущества — автобусы. "Сейчас идет практика заключения долгосрочных контрактов с автобусными перевозчиками, которые, как правило, больше и равны сроку лизинга, — говорит Антон Малышев. — Это позволяет лизинговой компании чувствовать себя более спокойно".