В случае смерти Уго Чавеса Россия лишится важного экономического союзника

Автор фото: global look press

По данным оппозиции, президент Венесуэлы Уго Чавес якобы скончался несколько дней назад. С его уходом Россия потеряет верного союзника. Нефтяные планы РФ в стране вряд ли под угрозой, чего не скажешь о поставках оружия. Все зависит от итогов венесуэльской внутриполитической борьбы.

Бывший посол Панамы при Организации американских государств Гильермо Кочес заявил, что по его конфиденциальным данным, врачи зафиксировали смерть головного мозга Уго Чавеса еще два месяца назад. На днях, по информации Кочеса, президента Венесуэлы отключили от аппарата искуственного дыхания, и он скончался. Панамский политик уверен — президента перевезли из Гаваны в Каракас потому, что не хотели отключать его от аппаратов на Кубе.
"Я предлагаю правительству Венесуэлы сказать, что я говорю ложь, просто показав Чавеса", — бросил вызов венесуэльским политикам Кочес. Фотографии Уго Чавеса с дочерями, опубликованные перед его транспортировкой в Каракас, экс-посол назвал фальшивкой.
Если информация Гильермо Кочеса верна, и президент Венесуэлы скончался, то Россия потеряет надежного политического и экономического союзника. Страны связывали, в основном, две сферы: разработка венесуэльских месторождений, в которой заинтересованы российские компании, и российские поставки оружия, под которые вполне платежеспособной Венесуэле выдавали многомиллиардные кредиты.
В нефтяной сфере России удалось достичь вполне приличных результатов — основной гордостью российских нефтяников является углеводородный проект "Хунин-6". Извлекаемые запасы блока составляют 10,96 млрд баррелей нефти, а на пике в месторождении планируется добывать до 450 тыс. баррелей в сутки. Россия через Национальный нефтяной консорциум, в который входят ТНК-ВР, "Газпром нефть", ЛУКОЙЛ и "Роснефть", владеет 40% проекта.
Игорь Сечин , глава "Роснефти", еще две недели назад говорил, что, несмотря на болезнь Уго Чавеса, инвестиции в Венесуэлу продолжат поступать. "Роснефть", по его словам, планирует в ближайшие несколько лет вложить в нефтяной сектор страны около $10 млрд, а совокупный объем всех инвестиций российских нефтедобывающих компаний составит $17 млрд. Также недавно компания добилась участия в разработке венесуэльского шельфа на стандартных условиях доли в 40%.
"Конечно, смерть Уго Чавеса затронет рынок нефти. Его позиция по отношению к США известна, но в ходе грядущей внутриполитической борьбы в стране Штаты могут попытаться изменить отношение Венесуэлы к себе в свою пользу. Но до прямого вмешательства не дойдет. Но говорить на сегодняшний день о резкой перемене отношения не приходится — партия продолжит курс своего лидера, какие-то перемены мы увидим только через несколько месяцев или даже полгода", — считает Ярослав Кабаков, ректор УЦ "Финам".
Эксперты считают, что о риске охлаждения отношений с Венесуэлой в случае смены ее лидера российское правительство было прекрасно осведомлено. Даже если к власти после смерти Уго Чавеса придет его однопартиец – отношения стран все равно изменятся. Но еще менее выгодной для России будет победа на выборах оппозиции – под угрозой окажутся российские контракты по поставкам вооружения. Совокупный объем уже заключенных договоренностей достиг к началу года $10 млрд, Россия была единственной страной, готовой поставлять в Венесуэлу оружие.
А риск того, что на выборах может победить оппозиция — высок. Последние меры правительства были откровенно непопулярны у населения. Вице-президент Венесуэлы Николас Мадуро 12 февраля заявил о девальвации национальной валюты, боливара, на 32%. Это уменьшило госдолг страны с $42,9 млрд до $29,3 млрд и увеличило доходы от экспорта нефти, но сильно снизило покупательскую способность населения.
"Страна с такими ресурсами и малым населением должна жить как Норвегия. Но уровень жизни в Венесуэле низкий и только ухудшался в последние годы. Девальвация является хорошим средством пополнения бюджета для стран с подобной экономикой. Но это всегда социально неприятная история. А говорить о повышении за счет этого конкурентоспособности не приходится — они торгуют достаточно простым продуктом, нефтью", — отметил Александр Батушанский, глава КГ "Решение".