Сети по продаже бытовой техники и электроники расширяются

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

Продавцы бытовой техники и электроники расширяют сети магазинов на Северо–Западе, даже несмотря на дефицит подходящих помещений. Общероссийский рынок вырос в прошлом году на 10% до 1,3 трлн рублей.

Рынок бытовой техники и электроники России по итогам прошлого года вырос на 10%, до 1,3 трлн рублей, подсчитали в GfK Retail and Technology. Его развитие поддерживает онлайн–торговля. А сдерживает — недостаток помещений.

Расширение вопреки рынку

Развиваться в полную силу ретейлерам мешает растущая конкуренция за покупателей и за места под торговлю.
"Серьезную конкуренцию специализированным операторам составляют гипермаркеты, в которых есть большие отделы бытовой техники. В итоге конкуренция растет, а спрос отстает, поэтому даже лидеры рынка бытовой техники сейчас не на пике развития", — говорят в La Salle. Замедление темпов роста отмечают и в GfK, прирост рынка в 2011 году был в 2 раза больше (20%), чем в этом.
Несмотря на ужесточение конкуренции, все ретейлеры намерены продолжить развитие. У "Телемакса" 24 магазина в Северо–Западном регионе, из них 10 в Петербурге. В этом году ретейлер хочет запустить еще шесть–семь точек, в том числе три в Петербурге. Из 22 магазинов "Эльдорадо" четыре были открыты в прошлом году, оператор хочет продолжить расширение. У "М.видео" 19 магазинов в Петербурге и Ленобласти, Пскове, Петрозаводске и Архангельске. Петербург остается одним из ключевых регионов для компании. Media Markt на местном рынке представлен пятью магазинами. В ближайшие 2 года сеть рассчитывает на открытие еще двух.
Как правило, сети бытовой техники и электроники заинтересованы в помещениях площадью 1–2,5 тыс. м2 в крупных торговых центрах, исключение — Media Markt, у которого самые просторные магазины — 3,5–4,5 тыс. м2.
"Телемакс" отдает предпочтение помещениям в торговых центрах с площадью торгового зала не менее 1,5 тыс. м2, основной критерий при выборе — местоположение объекта", — говорит директор по маркетингу "Телемакса" Владимир Дорофеев.

Электронные посты

Площади от 800 до 2 тыс. м2 позволяют ретейлерам совместить складские и торговые функции, арендная плата за него составляет 0,7–1,2 тыс. рублей за 1 м2 в месяц, оценивают в Astera.
Однако помещений, подходящих ретейлерам и по местоположению, и по площади, на рынке очень немного.
В то же время электроника находится на первом месте по популярности у интернет–покупателей, бытовая техника — на четвертом.
Поэтому помимо гипермаркетов ретейлеры Северо–Запада осваивают формат аутпостов. "Эльдорадо" в прошлом году начало открывать пункты заказа и выдачи товаров интернет–магазина, в планах на этот год — запуск до 200 точек как в крупных городах, так и в небольших, где нет места под традиционный формат.
В 2012 году аутпосты активно развивали все операторы ("Юлмарт", "Рик", "Киберри"). По оценкам Astera, помещения для таких точек найти гораздо проще. Такие объекты площадью от 40 до 100 м2 в шаговой доступности от метро обходятся в 3,5 тыс. рублей за 1 м2 в месяц.
В Петербурге у нас подписаны договоры аренды с ТЦ "МЕГА Парнас" и ТРК London Mall, открытия планируются в ближайшие год–два. Мы ищем помещения площадью 3,5 – 6 тыс. м2, расположенные в крупных торговых центрах или ретейл–парках, отдельно стоящих зданиях. Мы сталкиваемся с определенными сложностями, в первую очередь связанными с нашими высокими требованиями к качеству коммерческой недвижимости: отделке помещения, высоте потолков, форме помещения, наличию парковочных мест. Не менее важный критерий — концепция торгового центра. Мы стараемся в соседи себе выбирать федеральных и международных операторов. Помимо Петербурга, рассматриваем и другие города Северо–Запада с населением от 300 тыс. человек.
Хельмар Шернек
вице–президент Media Markt