Писатель Илья Стогов рассказал "Деловому Петербургу" о спасении исторического центра Петербурга, о том, что в Северной столице нет мракобесов, а также поделился своим взглядом на то, какой должна быть Церковь.
- Петербуржцам не понравилась вторая сцена
Мариинского
театра. Как вы оцениваете этот проект?
- Да никак, я это здание просто еще не видел. Я приехал всего лишь неделю назад, был на Ближнем Востоке. Думаю, и 90% петербуржцев его не видело. Другое дело, что у нас есть такая петербургская черта – постоянно бежать спасать свой город. Но вообще никакие вандалы его не рушат.
Повторюсь, что именно это здание я не видел, но если говорить о том, что мне до этого предлагали спасать, и до чего я рано или поздно доходил, то сказать о том, что город просто изуродовали, Петербург – это уже не Петербург, не могу. Например, дом на углу Невского и Фонтанки. Вот его восстановили, и он как был домом послевоенной постройки, так им и остался. Есть, конечно, пара уродов. На Владимирской такой стоит, но как раз про него почему-то ничего не кричали.
- Получается, что возмущения горожан безосновательны?
Читайте также:
Адреса фоторадаров на 27 февраля
- Как раз если бы возмущались горожане, про это стоило бы говорить. Возмущаются, как правило, сто человек, и за этим стоят их цеховые интересы. Я не вижу никакого возмущения горожан, я не вижу массовых протестов с требованием вернуть ДК Первой пятилетки. В том месте города, где я сейчас стою, демонстрации под этими флагами не проходят.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Пресс-коференция писателя и журналиста Ильи Стогова.
- В Петербурге то организатора спектакля "
Лолита
" избивают, то казаки возмущаются. В связи
с последними скандалами город стали называть столицей мракобесия. Действительно в
культурной столице происходят такие изменения?
- А кто говорит, что Петербург становится столицей мракобесия? Покажите мне этого человека. Я такого не слышал. Более того, я всю жизнь живу в Петербурге, уже больше сорока лет, и за все это время ни разу не видел казака. По-моему, последние казаки проносились здесь на своих лихих скакунах в 1916 году. На этом история петербургского казачества была закончена.
Что касается истории со спектаклем "Лолита", все, кто хоть какое-то отношение к нему имеют, знают, что это личный пиар организатора. Имен я не хочу называть. Но никаких писем не было, и, кроме селфпромоушена, за этим ничего не стоит. Когда человек сам присылает себе письма, а потом по этому поводу сам созывает пресс-конференцию, называть после этого Петербург столицей мракобесия глупо.
У нас есть дебил-депутат, и тут я фамилию назвать могу, но он глуп, он не мракобес, он просто глуп. При этом я допускаю, что человек он добрый, он хочет менять что-то к лучшему, он видит, что страну надо спасать. Но косорукие средства, которые он предлагает, вызывают оторопь. Но и это не значит, что Петербург становится столицей мракобесия. У нас по-прежнему, в отличие, например, от Москвы, очень свежий воздух дует с Невы. Люди на улицах выглядят приятно. Уровень общественной полемики гораздо либеральней, чем в целом в стране.
- А случай с Эрмитажем, когда сотрудники прокуратуры приходили в музей искать факты
экстремизма..
- Вот в том-то и дело, что они же не приходили. Я иногда участвую в телемостах с Москвой. Там я вижу какое-то хтоническое, посконно-русское, с пшеном в бороде общественное настроение. Там с этой позиции начинает выступать власть. Выходит чиновник и начинает нести такую околесицу, от которой, если бы я не был лысым, у меня бы волосы шевелились.
А в Петербурге такого нет. Чиновники здесь не говорят "а давайте проверим Эрмитаж по заявлению каких-нибудь возмущенных граждан". А в Москве куратора Третьяковки реально таскали в суд. У нас никого не таскали, и все эти прекрасные юноши со здоровым цветом лица и пушистыми ресницами из отдела новейших течений в Эрмитаже отлично себя чувствуют.
- В городе открылся Музей эротики, бутик "Точка
Джи
" – не много ли секса для такого достаточно
консервативного города, как Петербург?
- Когда Петербург был консервативным городом? И что значит, не многовато ли секса? А когда секса вообще бывает много? Ну, наверное, когда тебе уже 70 лет, и тогда действительно можно сказать – что-то мне секса многовато. Я не уверен, что магазин "Точка Джи" имеет какое-то отношение к сексу, все-таки это коммерция. А секс – это вполне нормально. Когда двое любят друг друга, этого никогда не бывает много, этого всегда бывает мало и всегда хочется еще.
- Политолог Станислав
Белковский
заявил, что
патриарх Кирилл
должен последовать примеру
папы Римского и уйти в монастырь. По его мнению, церковь сегодня нуждается в
реформировании. Действительно ли
РПЦ
необходимо какое-то обновление?
- Я не являюсь прихожанином РПЦ, но я практикующий христианин, я хожу в церковь. И мне странно, когда люди, не имеющие к церкви никакого отношения, выступаю с критикой. Церковь – это не общественный институт. Мы можем критиковать министерство здравоохранения или министерство иностранных дел, потому что мы все имеем к этому отношение. Но если ты непричастен, зачем ты туда лезешь, ты же не знаешь, как там все устроено.
Белковскому бы вряд ли пришло в голову лезть в дела моей семьи – что-то Стогов как-то неправильно со своей женой живет, пусть он с ней разводится. Это мое личное дело. У нас церковь отделена от государства, и внутренние дела РПЦ – это дела РПЦ, а не Белковского. И потом, что значит реформирование? Реформирование в какую сторону? Какой должна быть церковь?
Я католик, папа имеет ко мне отношение, и я могу говорить об этом. Он пожилой человек, ему много лет, он физически не может справляться с теми задачами, которые перед ним стоят. А патриарх Кирилл молодой, крепкий, энергичный, на трех Белковских его энергии хватит. Зачем ему в монастырь? И кого мы вместо него поставим? Давайте такого, чтобы Белковскому нравился, но только, кроме него, он никому нравиться не будет.
Вообще в церкви постоянно идет процесс реформирования, просто это не видят те, кто не ходит в церковь. Церковь – это очень динамичный институт. Да, сейчас в глаза бросаются больше такие кликушествующие, юродствующие элементы, те же казаки придурковатые. Но вообще христиане – они не такие. Они разные. Есть такие христиане, как я. У меня еще несколько лет назад было в каждом ухе по несколько сережек, и это не мешало мне быть христианином. И я не считаю, что если я вот так выгляжу, то и патриарх мне нужен такой. Патриарх пусть будет патриархом, а паства бывает разная.